Урок 10-11. Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Главы XIII–XIX. Маша Троекурова – Князь Верейский. Отношения между Дубровским и Машей. Мотивы, побудившие Владимира расстаться с разбойниками
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ XIII–XIX глав романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Задачи урока
- Пересказывать и анализировать текст произведения. Охарактеризовать героиню романа, ее отношения с главным героем и выявить причины, помешавшие им быть вместе. Обсуждение финала романа.
Виды деятельности
-
Лекция, пересказ, комментированное чтение, работа с текстом, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
герой, характер, финал
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Повторение и закрепление изученного материала | Обсуждение прочитанного. – Как относится к дочери Кирила Петрович? Что по его мнению счастье? Как он распоряжается судьбой Маши? – Почему Маша сравнивает брак с князем Верейским с уходом в монастырь? – Как Маша относится к Дубровскому? |
2 | 2. Усвоения нового материала, рефлексия учебной деятельности | Работа с эпизодом «Кольцо». Просмотр фрагмента фильма «Дубровский». Затем – чтение фрагмента учащимися по ролям вслух. Задание: оценить поведение Саши и Мити. В процессе обсуждения учащиеся должны давать ответы, близкие к следующим (МП Ланина, с. 59): – «Саша изнеженный и трусливый мальчик. Он предает сестру из-за боязни быть наказанным». – «Митя – смелый крестьянский мальчишка. Он ведет себя мужественно и не предает Дубровского. Но Митя не догадывается, что, сам того не подозревая, выдает место, где скрываются разбойники». |
3 | 3. Повторение изученного материала | Учащиеся должны расскажите, что происходит в сцене, изображенной на картине. С опорой на вопросы: – Могла ли Маша нарушить клятву, данную при венчании? – Как поступил Владимир с князем Верейским? Можно ли назвать его поступок благородным? – Что ответила Владимиру Маша? Почему? |
4 | 4. Повторение изученного и рефлексия учебной деятельности | Анализ эпизода «Последний бой». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Сделайте упражнения. – Опишите лагерь разбойников. – Заботятся ли разбойники о покое и здоровье своего предводителя? Как вы думаете, чем Дубровский заслужил такое отношение со стороны крестьян? – Что говорит Дубровский своим сообщникам? – Почему Дубровский расстаётся с разбойниками и уезжает за границу. – Вспомните определение понятия «романтический герой». Какие черты романтического героя можно увидеть в образе Владимира Дубровского? Примерные ответы учащихся: «Дубровский отказался от мести из-за любви к Маше. Но она вышла замуж за князя, и Владимир потерял ее. Ему больше незачем здесь оставаться. Место его лагеря обнаружено, он ранен и должен бежать, чтобы не попасться. Дубровский был разбойником не ради наживы. Он пошел на это, потому что его лишили родного дома, и он хотел отомстить. Однако он чужой в этом окружении, и, когда ему больше незачем оставаться на родине, он покидает лагерь разбойников». |
5 | 5. Информация о домашнем задании | 1. Повторить материал раздела об А. С. Пушкине. Подготовиться к самостоятельной работе. 2. Выбрать одну из предложенных тем сочинения и подумать о том, как можно ее раскрыть. 1) Закон и справедливость в сюжете романа «Дубровский». 2) Проявления жестокости и человечности в героях «Дубровского». 3) События, изменившие судьбы героев романа А. С. Пушкина «Дубровский». 3. Подобрать цитаты для характеристики героев. (По темам сочинения) |