Урок 1. Звуки речи и буквы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с новым учебником; повторить классификацию звуков русского языка и соотношение «звук — буква»
Ключевые понятия
-
гласные звуки, согласные звуки, звуки, буквы, транскрипция, фонетика, графика, звуковой анализ слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Дети знакомятся с новым учебником и памяткой «Как работать с учебником» |
2 | Активизация знаний | Рубрика «Вспомни изученное» направлена на активизацию знаний, приобретённых в 1 классе. Учитель обращает внимание учащихся на условный значок рубрики, просит найти такой же значок на с. 3 в списке условных обозначений и читает то, что написано справа от значка. После этого учащиеся возвращаются к с. 4, и учитель задаёт им вопросы рубрики. Полный ответ: «Звуки бывают гласные и согласные. Различаются они между собой наличием или отсутствием преграды на пути выдыхаемого воздуха при их произнесении. При произнесении гласных воздух выходит легко и свободно, не встречая на своём пути никаких преград — ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху выходить изо рта. При произнесении согласных выдыхаемый воздух на своём пути встречает преграду, которую могут создавать губы, зубы или язык. Знаки, которыми на письме обозначаются звуки речи, называются буквами». Возможная ошибка. При ответе на первый вопрос учащиеся не дают обобщённый ответ, а просто перечисляют звуки. Учитель замечает, что они правы, но простое перечисление займёт слишком много времени; нужно постараться вспомнить две группы, на которые можно разделить все звуки русского языка. Если учащиеся не могут самостоятельно ответить на поставленные вопросы, учитель помогает им. Помощь. Учитель говорит: «Сейчас я произнесу две группы звуков, а вы постарайтесь догадаться, что общего у звуков, входящих в одну и ту же группу, и как их можно назвать одним словом. Первая группа: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Вторая группа: [б], [б’], [п], [п’], [в], [в’], [ф], [ф’], [г], [г’] и т. д.». Если и после этого учащиеся не смогут дать правильный ответ, учитель предлагает им понаблюдать за артикуляцией каждой из групп звуков, почувствовать наличие или отсутствие преграды. На последующих уроках данный материал будет тщательно прорабатываться, поэтому цель данной рубрики — проверить, насколько хорошо учащиеся усвоили учебный материал 1 класса (владеют ли им активно, могут ли вспомнить на основе наводящих вопросов либо не владеют материалом вообще) |
3 | Обобщение результатов повторения | Рубрика «Подсказка» помогает обобщить результаты повторения. Если учащиеся не могут вспомнить слово звонкие, учитель спрашивает, что они ощущали, положив ладонь на горло при произнесении этих звуков. Помощь при ответе на последний вопрос. Учитель просит закончить предложение: «Звуки мы произносим, а для их записи мы используем... (буквы)» |
4 | Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» знакомит учащихся со значениями слов фонетика и графика. |
5 | Повторение ранее изученного материала | Методический комментарий: Выполняется фронтально, устно упражнение 1 в учебнике — соотнесение звукового и буквенного состава слова кит. Загадку и задание упражнения читает учитель. Возможная ошибка. Ученики, воспроизводя по порядку звуки слова кит, произносят первый и последний звуки неправильно: «ка» или «кэ» вместо [к’], «тэ» вместо [т]. Помощь. Учитель напоминает материал 1 класса: «Чтобы не ошибиться в последовательности звуков в слове, нужно сначала произнести всё слово, выделив первый звук, и лишь после этого произнести звук изолированно. Потом произнести всё слово, выделив второй звук, после чего назвать звук изолированно; наконец, произнести всё слово, выделив последний звук, и потом произнести его изолированно». После этого учитель демонстрирует образец звукового анализа слова кит, выделяя последовательность звуков: [к’], [и], [т]. Обратите внимание. Это очень важный момент урока, цель которого — повторить последовательность действий при проведении звукового анализа слов, так как в процессе дальнейшего обучения, логика которого «от звука — к букве», ученики ни в коем случае не должны звуковой анализ подменять звуко-буквенным: они должны слышать правильное произношение звука на фоне всего слова. Перед записью слова кит учитель напоминает, как должна лежать тетрадь на парте, как нужно держать ручку в руке, как правильно сидеть, а также знакомит с правилом записи в рабочей тетради числа (цифрой) и месяца (словом). |
6 | Систематизация результатов повторения | Рубрика «Тайны языка» систематизирует результаты повторения. Учитель перед чтением материала рубрики предлагает детям найти в списке условных обозначений её значок, объясняет его смысл и просит запомнить. |
7 | Систематизация результатов повторения | Выполняется фронтально, устно упражнение 2 в учебнике — сравнение звукового и буквенного состава слов. Выполняется фронтально, устно. Учащиеся должны последовательно произнести слова жук и лук, выделяя первые звуки, а потом произнести их изолированно: «Ж-ж-ж-ук, первый звук [ж]; л-л-л-ук, первый звук [л]. Разные звуки — [ж] и [л]». Работа с рубрикой «Давай подумаем» начинается со знакомства с условным обозначением рубрики, после чего учитель представляет детям её материал. Ученики должны определить, что более полный и правильный ответ дал Серёжа, а ответы Миши и Оли неполные и поэтому не могут считаться правильными (в вопросе спрашивалось и про звуки, и про буквы, значит, и в ответе нужно сообщить и о том, и о другом). |
8 | Систематизация результатов повторения | Выполняется фронтально упражнение 3 в учебнике — наблюдение за словами, поиск нужных слов в стихотворении. Запись производится в тетради и выглядит так: лапу — лампу, жар — шар. При ответе ученики должны указать, что мальчик допустил разные ошибки: в первом случае он пропустил одну букву, во втором случае заменил в слове одну букву на другую. |
9 | Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в учебнике — обнаружение ошибок и определение их причин. В зависимости от темпа работы класса возможно несколько вариантов выполнения упражнения: 1) письменно; 2) устно, пары слов записывает на доске учитель; 3) устно дома. При письменном выполнении запись выглядит так: кепки — щепки, сушки — ушки, чарки — чайки, в чаше — в чаще. Возможные ошибки. Ученики неправильно произносят звуки, которыми отличаются слова в парах, например: в паре кепки — щепки первый звук слова кепки произносят как [к], а не [к’] или же подменяют произношение звука называнием буквы — «кэ», «ка», «щэ»; в словах чарки — чайки вместо [p] говорят «рэ», «эр». Помощь. Учитель напоминает, что называть нужно именно звуки, причём так, как они звучат в слове. Чтобы не ошибиться, нужно произнести всё слово с интонационным выделением нужного звука и после этого произнести его отдельно |
10 | Дополнительный материал | Каллиграфическая минутка. Назвать, что объединяет написанные в строку буквы: о, а, д, б (первый элемент всех этих букв — овал). Вспомнить направление движения при письме этого элемента (вверх, влево, вниз, вправо, вверх). Прописать строчку, чередуя строчные и прописные буквы о, О и соблюдая правильное направление движения. Письменная работа организуется в обычной тетради. |
11 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |