Урок 1. Введение понятия «предложение»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Воспитывать уважение к труду.
- Формировать мотивацию к обучению
- Введение понятия «предложение».
- Составление рассказов по сюжетным картинкам.
- Составлять модель текста.
Виды деятельности
-
Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.
Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Наблюдать за порядком предложений в тексте.
Изменять порядок предложений в тексте.
Объяснять построения предложений в тексте.
Строить модель предложений в тексте.
Ключевые понятия
-
Предложение.Текст
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 2. Постановка учебной задачи. Игра «Живые модели» | Учитель. Доброе утро, дети. Сегодня у нас первый урок обучения грамоте. Вы уже знаете, чем мы будем заниматься на уроке математики, а вот что мы будем делать на уроках обучения грамоте? (Ответы детей.) Правильно. Мы будем учиться читать и писать. А зачем человеку это нужно? Может ли современный человек обойтись без умения писать, читать, чётко формулировать свои мысли? Почему? (Ответы детей.) Урок обучения грамоте — очень важный урок, и осваивать знания нам будут помогать наш учебник «Букварь» и тетради «Прописи». Рассмотрите ваш учебник. Люди работали над созданием этой книги, и мы должны бережно относиться к учебнику, уважая их труд. (Дети вместе с педагогом рассматривают учебник, учатся им пользоваться.) Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, что изобразил художник на этом рисунке? Почему вы так думаете? Докажите это. (Ответы детей.) А теперь я вам предлагаю составить небольшой рассказ о том, что вы видите на картинке. И мы будем не просто его составлять, но и отмечать. Каждое предложение я предлагаю вам отметить белой полоской. Давайте составим рассказ и вместе запишем его. (Дети предлагают варианты предложений и вместе с учителем моделируют запись предложений белыми полосками на доске и за партой.) Послушайте, какой рассказ получился у меня. (Чтение рассказа и выкладывание полосок совместно с детьми.) «Сегодня первое сентября» — это первое предложение. Возьмите полоску и положите её перед собой. Прочитайте предложение. (Учитель показывает, как нужно стоять у доски и читать предложение, а затем предлагает одному из учащихся это продемонстрировать.) Аналогичная работа проводится с остальными предложениями: «Дети пришли в школу». «Звенит первый звонок». «Все рады празднику». Учитель. Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Живые модели». Кто помнит, какое у нас первое предложение? (Ребёнок выходит к доске с полоской.) Давайте прочитаем получившийся рассказ. А теперь я предлагаю поменять местами первое и третье предложения и прочитать, что у нас получилось. Как вы думаете, можно ли так построить рассказ? А что получиться, если первым сделать четвёртое предложение? Станет ли рассказ другим, всё ли будет понятно? (Ответы детей.) Рассказ — это последовательное понятное изложение. Предложения в рассказе должны располагаться так, чтобы было понятно, о чём мы говорим. |
2 | 3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Выполнение заданий по учебнику. Работа с моделями | Методический комментарий: Учитель. Рассмотрите картинки. Попробуйте самостоятельно составить рассказ о первом дне в школе. Для подсказки вы можете пользоваться картинками в учебнике. А теперь давайте составим рассказ «Первый день в школе». «Первого сентября мама и папа провожают учеников в школу. Учительница встречает первоклассников. Дети входят в класс и садятся за парты. Начинается урок». Мы составили рассказ, а теперь послушайте, как я его прочитаю. (При чтении учитель должен допустить ошибку, перепутав предложения местами.) Что случится, если забыть прочитать предложение? (Будет непонятно, о чём говорят). А теперь мы будем убирать полоски. Я ещё раз прочитаю предложения, а вы по очереди уберёте полоски. Учитель. Чем мы сегодня занимались на уроке? Как должны располагаться предложения в рассказе? Почему? Что нового вы узнали на уроке? Что интересного услышали? |