Урок 1. Тема «Стихотворения о Родине». Ф. Савинов «Родина»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать представления о Родине; воспитывать чувство патриотизма; учить сравнивать стихотворения о Родине, написанные в разное время; закрепить понятие «стихотворение» (жанр); наблюдать за рифмой, тоном и темпом; обучать самостоятельному чтению на уроке; формировать навык чтения молча (про себя); отрабатывать навык выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Понимать и объяснять понятие «Родина», идентифицировать себя со своим народом и своей страной; определять темп (умеренный, быстрый, медленный) и тон чтения; сравнивать произведения по жанрам и темам; самостоятельно читать текст молча; находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения; читать выразительно (памятка 1).
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, Ф. Савинов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с учебником | – Ребята, сегодня мы начинаем работать по нашей новой учебной книге. Прочитайте, как она называется. Найдите и прочитайте фамилию автора-составителя. – Как узнать, какие произведения включены для чтения в наш учебник? (По содержанию.) – Найдите содержание. Прочитайте, с какими разделами мы познакомимся в первом полугодии. – Что нам помогает работать с учебником, учебным текстом? (Условные обозначения.) Найдите их. – Откройте страницу 3. Перечислите рубрики нашего учебника. С какими рубриками мы встречались в 1 классе? Есть новые рубрики в нашем учебнике? – Для чего автор предлагает нам использовать памятки? Какие памятки нам встречались в 1 классе? Сколько памяток (алгоритмов) мы будем использовать во 2 классе? (6.) Расскажите о каждой памятке (название, сколько шагов в алгоритме). |
2 | 2. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – С какого раздела мы начинаем работу в нашем учебнике? (О нашей Родине.) – Прочитайте вступительную статью «Обрати внимание». – С какими произведениями мы познакомимся в разделе «О нашей Родине»? Прочитайте. (При ответе ученики используют содержание.) – А знакомились ли мы с произведениями о Родине в 1 классе? (Да.) Вспомните их. Для этого проведём игру «Вспомни и назови». – Какие ещё произведения о Родине вы можете назвать? |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Найдите в учебнике первое произведение в нашем разделе. Назовите его? (Обращайте внимание, что ученикам необходимо называть фамилию автора и заголовок.) – А теперь послушайте его. (Учитель читает стихотворение, учебники открыты, ученики следят по тексту.) – Какие чувства вызвало стихотворение? – Какие слова запомнились? – Какие строки особенно понравились? – А теперь выполним модель обложки для нашего произведения. Покажите, что вы слушали. (Ученики самостоятельно моделируют обложку.) Проверка. – Назовите жанр произведения. Докажите. – Определите тему произведения. – Прочитайте фамилию автора. – Прочитайте заголовок. – Назовите, с какими произведениям мы сегодня будем работать на уроке? (Со стихотворением о родине «Родина» Ф. Савинова.) |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Давайте ещё раз прочитаем стихотворение. (Чтение по строфам вслух.) – Прочитайте первые 4 строки. Обратите внимание, эти строки как бы объединены. Это называется строфа, здесь строфа состоит из 4 строк. – Как вы понимаете слова приволье, раздолье? – Прочитайте 2–ю строфу. – Как вы понимаете слова горы–исполины? – Прочитайте 3–ю строфу. – Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Как его необходимо читать? Объясните свой выбор. – Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Какие строки к ней подходят? Прочитайте. – Вспомним алгоритм подготовки выразительного чтения (памятка 1). |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Вы обратили внимание, что некоторые слова повторяются? Как вы думаете, почему? Объясните. – А какую особенность вы заметили у слов: приволье — раздолье, поля — земля? (Они оканчиваются на одинаковые слоги.) – Верно! О таких словах в конце строки стихотворения говорят, что это рифма. – Прочитайте 3–ю строфу. Найдите и прочитайте рифмы. (Жаворонка — сторонка, соловья — моя.) |
6 | 6. Обобщение изученного: работа с аудифайлом | – Слова стихотворения Савинова настолько мелодичны, напевны, что стали словами песни. Послушайте её. |
7 | 7. Обобщение изученного: работа с текстом произведения | – Рассмотрите картину И. Шишкина. Какие строки стихотворения подходят к ней? – Нарисуйте свою иллюстрацию к стихотворению Ф. Савинова. (Ученики используют обратную сторону листочков для моделирования.) – А теперь соберём и изготовим нашу первую книжку–самоделку во 2 классе. Подпишем её. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Выучите наизусть стихотворение Ф. Савинова «Родина». – Выполните задания в учебнике и в рабочей тетради. |