Урок 1. Пространственно-временные искусства
Формирование целостного представления о мире и формах искусства.
Формирование понимания природы и специфики пространственно-временных искусств, умения различать синтетические искусства и синтез искусств.
Отличать и классифицировать виды пространственно-временных искусств.
Развитие умения импровизировать, реализовывать свой творческий потенциал.
Воспитание уважения и осознания ценности искусства и его места в жизни человека.
-
Исследование характерных особенностей пространственно-временных искусств. Сравнение общего и различного в видах искусства. Осмысление основных выразительных средств новейших форм пространственно-временного искусства. Работа с текстом учебника. Работа в рабочей тетради. Работа в группах. Участие в коллективной творческой работе.
-
Пространственно-временные искусства, синтетические искусства, выразительные средства искусства, перфоманс, хэппенинг
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Вопросы учителя: – Как вы думаете, чем обусловлено многообразие искусств? – По какому принципу мы можем классифицировать виды искусства? Учащиеся рассматривают иллюстрации и подмечают, что каждый из видов искусства по-своему раскрывает общую тему. Задача учителя совместно с учащимися вспомнить и назвать принципы классификации видов искусства. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Вопрос учителя: «Чем характеризуются пространственно-временные искусства? Почему они также называются “синтетическими”?» Задача учителя совместно с учащимися в беседе исследовать единую природу пространственно-временных искусств, вспомнить, что это слово произошло от греческого «соединение, сочетание, составление». Выполнение задания 1 в рабочей тетради. Учитель предлагает обсудить характерные особенности пространственно-временных искусств и, подобрав примеры произведений таких искусств, занести их в таблицу в тетради. |
3 | 3. Актуализация опорных знаний | В обсуждении учащиеся приходят к выводу, что художественный образ синтетических искусств создаётся средствами простых искусств, но это не механическое сложение суммы, а новый образ, где каждый из «слагаемых» искусств обретает свое новое качество. |
4 | 4. Постановка учебной проблемы | Учитель помогает вспомнить, что на заре человечества народные праздники, ритуальные магические обряды носили синкретический характер. Вопросы учителя: – Что отличает понятия «синтез» от понятия «синкретизм»? – Что такое синтез искусств? – Чем различаются понятия синтетические искусства и синтез искусств? Учитель совместно с учащимися анализирует различия понятий. Синкретичность – слитность в единое целое, нерасчленённость. Синтез – искусственное соединение различных элементов. |
5 | 5. Целеполагание | Учитель просит одного-двух учащихся проанализировать изображение и показать, как взаимодействуют разные искусства во время религиозной службы. Вопрос учителя: «Правомерно ли говорить о храмовом синтезе искусств?» Работа с учебником на с. 9. Прочитать о синтетических искусствах и синтезе искусств. |
6 | 6. Открытие новых знаний | Вопрос учителя: «Как вы понимаете синтетическую природу пространственно-временных искусств?» Учитель отмечает художественный характер таких акций и совместно с учащимися обсуждает, как они поняли представленный на видео хеппенинг. Вопросы учителя: «В чём состоит особенность этого вида синтетического искусства? Какие виды искусства здесь соединились?» В ходе обсуждения учащиеся, направляемые учителем, выявляют ключевые особенности хэппенинга: спонтанность, использование театрализации, непременное взаимодействие с аудиторией. |
7 | 7. Открытие новых знаний | Вопрос учителя: «Что значит слово «перформанс»?» Учащиеся отмечают особенность перформанса отказываться от непосредственного вовлечения в действие зрителей, в отличие от хеппенинга. |
8 | 8. Итог урока | Представление искусства перформанса. Учащиеся обмениваются впечатлениями от увиденного, оценивают образность, называя виды задействованных синтетических искусств, высказывают своё мнение о причинах популярности таких представлений, совместно с учителем обобщают материал урока о взаимодействии и взаимообогащении искусств. |