Урок 1. Как человек появился на Земле
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
Биология
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Создать условия по достижению образовательных результатов учащимися
Задачи урока
- Сформировать первичные представления учащихся об эволюции человека;
- продолжить развитие умения использовать различные источники информации для решения поставленной задачи;
- способствовать осознанию учащимися их принадлежности к царству Животные.
Виды деятельности
-
Сравнивают особенности человека и человекообразных обезьян по предложенным учителем признакам; заполняют таблицу «Сравнение человека и человекообразных обезьян»; составляют схему «Этапы эволюции человека»; формулируют вопросы к материалам изучаемой темы; аргументируют свои ответы
Ключевые понятия
-
Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный, неандерталец, кроманьонец, орудия труда, человекообразные обезьяны
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Оценка уровня усвоения учащимися ключевых понятий предыдущего урока | С помощью данного теста может быть проведён фронтальный опрос учащихся класса с элементами обсуждения. При такой организации опроса на экран/интерактивную доску выводится вопрос и зачитывается вслух. После этого одному учащемуся предлагается ответить на него устно, а остальные могут согласиться с этим ответом или не согласиться, проголосовав заранее предложенным знаком (или карточкой). Хорошо видно сразу, какие учащиеся думают так же, как и ответивший учащийся, при этом есть возможность попросить некоторых учащихся обосновать своё мнение — почему они согласны или, наоборот, не согласны с ответом. После обсуждения нужно нажать кнопку проверить и продемонстрировать классу оценку ответа или перейти к следующему вопросу. |
2 | 2. Подведение к изучению новой темы | Начать изучение новой темы можно с чтения эпиграфа к уроку, обратив внимание учащихся на то, что на земле есть вид живых организмов, способный рассуждать о смысле жизни, и этот вид — Человек разумный. После этого учащимся озвучивается тема урока и ставится перед ними учебная задача. |
3 | 3. Актуализация знаний учащихся о человеке | Учащимся предлагается задать вопросы, которые их интересуют. Вопросы и представления о происхождении человека, названные учащимися, можно записать на доске/листе ватмана. При этом очень важно не поправлять учащихся и не оценивать ни их вопросы, ни ответы, а просто фиксировать их. В процессе изучения новой темы учащиеся будут иметь возможность самостоятельно оценить правильность своих первоначальных представлений. |
4 | 4. Сравнение человека и человекообразных обезьян | Учащимся предлагается начертить в тетради таблицу, которую они будут заполнять по мере изучения нового материала. |
5 | 5. Сравнение человека и человекообразных обезьян | Учащиеся сравнивают: — покровы человека и шимпанзе; — способ передвижения человека и шимпанзе и записывают результат в таблицу. В ходе изучения иллюстраций человека и шимпанзе обращается внимание учащихся на то, что разные способы передвижения дают разные преимущества, в частности, освобождение передних конечностей в связи с прямохождением, позволяет человеку использовать их для манипулирования предметами (орудиями). Шимпанзе, как и человек, может вставать на задние конечности, но не на долго. Это обусловлено строением тела человекообразных обезьян. |
6 | 6. Сравнение человека и человекообразных обезьян | Учащимся предлагается сравнить соотношение длины рук и ног человекообразной обезьяны и человека и занести результаты в таблицу. |
7 | 7. Сравнение человека и человекообразных обезьян | Учащиеся сравнивают форму позвоночника шимпанзе и человека. Полученные результаты записывают в таблицу в тетради. Пояснения: изгибы позвоночника у человека появились в следствии прямохождения. Благодаря им человек может долгое время опираться на две нижние конечности без помощи рук. |
8 | 8. Сравнение человека и человекообразных обезьян | Учащимся предлагается сравнить строение кисти человека и человекообразной обезьяны, в частности, длину и расположение большого пальца. После этого необходимо организовать краткое обсуждение возможностей, которые такое строение кисти даёт человеку. |
9 | 9. Сравнение человека и человекообразных обезьян | Учащихся просят представить себе орудия человекообразной обезьяны и человека. Ведь обезьяна может использовать, например, камень для того, чтобы разбить скорлупу ореха. Но она не может создать необходимое орудие, только использовать то, что подвернулось под руку. Человек же способен создавать те орудия, в которых нуждается. |
10 | 10. Сравнение человека и человекообразных обезьян | Внимание учащихся обращается на то, что человекообразные обезьяны активно взаимодействуют друг с другом: проявляют заботу, нежность, агрессию, защищают своё потомство, подают сигналы о приближающейся опасности и т. д. Учащимся предлагается подумать над тем, как они всё это выражают, и сравнить с общением человека. |
11 | 11. Этапы эволюции человека | В ходе демонстрации слайд-шоу со звуковым сопровождением необходимо делать паузы, что даст возможность учащимся задать вопросы по поводу увиденных фрагментов, а также обратить внимание на ключевые моменты. |
12 | 12. Этапы эволюции человека | Учащиеся в парах или малых группах составляют схему «Этапы эволюции человека». После выполнения задания каждая группа (пара) по очереди даёт учителю подсказки при выполнении интерактивного задания на экране/интерактивной доске. |
13 | 13. Закрепление изученного материала | В конце урока необходимо вернуться к представлениям учащихся об эволюции человека, которые были записаны в начале занятия, а также вопросам, ответы на которые учащиеся хотели получить. Организуется обсуждение записанных вопросов. Отмечаются те из них, ответы на которые найдены не были, и учащимся предлагается найти ответы на них в дополнительных источниках (справочники, словари, ресурсы сети Интернет, научно-популярная литература, образовательные фильмы и т. д.). Особое внимание стоит уделить формулированию новых вопросов, которые возникли у учащихся в ходе изучения нового материала. Если в ходе обсуждения не удаётся найти однозначный ответ, можно рекомендовать учащимся обратиться к дополнительным источникам информации. |
14 | 14. Домашнее задание |