Урок 1. Идеи Просвещения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
Всеобщая история
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Сформировать представления об идеях философов эпохи Просвещения и их влиянии на общественную жизнь стран Европы в XVIII в.
Задачи урока
- Познакомить учащихся со взглядами наиболее выдающихся философов эпохи Просвещения.
- Раскрыть причины распространения рационалистического мировоззрения в XVIII в.
- Сформировать представление учащихся об идеях народного суверенитета и разделения властей.
Виды деятельности
-
Лекция, беседа, проверка знаний учащихся
Ключевые понятия
-
Просвещение, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Адам Смит
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Ученики записывают определение термина «Просвещение» - «существовавшее в XVIII в. идейное течение, основанное на представлении о разуме и науке как единственных способах познания природы человека и общества». Вопрос: почему XVIII век называют веком Просвещения. |
2 | 2. Актуализация знаний | Для выполнения задания ученики должны вспомнить то, что изучали в 7 классе на уроках, посвященных Английской революции. Вопрос: Почему именно Англия стала родиной идей Просвещения? |
3 | 3. Изучение нового материала | Вопрос: Чем взгляды Гоббса и Локка отличались от взглядов на природу и происхождение государства и королевской власти, господствовавшие в Средние века? |
4 | 4. Изучение нового материала | Вопрос: Как вы думаете, каким типом правления Монтескье считал современную ему абсолютистскую Францию? |
5 | 5. Изучение нового материала | Учитель может познакомить учеников с цитатами Вольтера, раскрывающими различные стороны его мировоззрения |
6 | 6. Изучение нового материала | Вопрос: Почему издание «Энциклопедии» неоднократно приостанавливалось? |
7 | 7. Изучение нового материала | Учитель может подробнее рассказать о каждом из представленных энциклопедистов. |
8 | 8. Изучение нового материала | Вопрос: В чем была разница между взглядами Руссо и энциклопедистов? |
9 | 9. Изучение нового материала | Учитель может подробнее рассказать об идеях Адама Смита, объяснить значение термина «невидимая рука рынка» |
10 | 10. Изучение нового материала | Вопрос: Каким образом идеи Просвещения распространялись в обществе? |
11 | 11. Этап закрепления и первичной проверки | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебниками и другими источниками информации. |
12 | 12. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: подготовка к уроку по теме «Начало Промышленного переворота» |