Ура! Путешествие!
Формирование представлений о связи понятий «сложение» и «увеличение» с движением вправо по числовому лучу, понятий «вычитание» и «уменьшение» с движением влево по числовому лучу.
Формировать представления о связи сложения с увеличением и движением по числовому лучу вправо, вычитания — с уменьшением и движением по числовому лучу влево.
Формировать умение осознанно выбирать арифметическое действие в соответствии со схемой.
Формировать умение объяснять выбор арифметического действия.
Закреплять представление о числовом луче как модели числового ряда.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на модель числового ряда.
Закреплять понятия «шаг» и «начало числового луча».
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Выполнение «шагов» по числовому лучу.
Определение положения числа на числовом луче по отношению к его началу.
Определение направления движения по числовому лучу: вправо или влево.
Выбор действия сложения или вычитания в соответствии с направлением движения по числовому лучу.
Выполнение сложения и вычитания в пределах 10.
Выбор записи к схеме.
- Увеличение, сложение, уменьшение, вычитание, числовой луч.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся находят на числовом луче изображения белочки и дерева, определяют, над каким числом находится зверёк и над каким — сосна и сколько прыжков нужно сделать белочке. Дети выбирают ответ — 7. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся находят на числовом луче изображения ёжика и гриба, определяют, сколько шагов нужно сделать ёжику до гриба, и выбирают ответ — 6. Чтобы определить, сколько шагов от гриба до берёзы, нужно отсчитать шаги по одному от числа 6 до числа 9. Правильный ответ — 3. Можно задать по этому рисунку другие вопросы: «Сколько шагов ёжик сделает до берёзы? Около какого числа окажется ёжик, если пройдёт 3 шага влево? Около какого числа окажется ёжик, если пройдёт от берёзы 4 шага влево?» |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Знакомство на образном уровне с понятием «километр». Полезно дать приблизительное представление о протяжённости километра. Например, если 10 раз обойти вокруг школы, то получится 1 километр, или километру равно расстояние от школы до… (какого-нибудь приметного места). Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на актуализацию умения ориентироваться на числовом луче и понятия «начало луча». Ученики выполняют движение по числовому лучу (делают указанное количество шагов) в соответствии с заданием и отмечают цветом карточки с числами. Можно предложить определить, сколько шагов между числами на цветных карточках. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Формирование представлений о связи направления движения по числовому лучу с понятиями «увеличение», «уменьшение» и знаками арифметических действий. Учащиеся определяют по числовому лучу, сколько паровозик проехал, сколько осталось проехать при движении от начала луча и записывают соответствующие равенства. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся определяют на числовом луче расстояние, которое проехала машина, сколько ей осталось проехать, и заполняют пропуски в равенстве. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Закрепление представлений о связи направления движения по числовому лучу с понятиями «увеличение», «уменьшение» и знаками арифметических действий. Учащиеся определяют по числовому лучу, около какого числа стоит паровозик, на каком расстоянии от начала луча он находится, и записывают соответствующие равенства. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся могут с помощью учителя описать ситуацию, которая изображена на рисунке: «Расстояние между остановками 10 километров. Автобус проехал 6 километров (расстояние ученики определяют на числовом луче). Сколько километров ему осталось проехать?» Дети заполняют пропуски в равенстве и определяют расстояние, которое осталось проехать автобусу. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся сопоставляют числовые выражения с движением по числовому лучу, опираясь на начало движения (первое число в выражении) и направление движения (если «+», то вправо; если «–», то влево). Работа с интерактивным заданием. Ученики определяют направление движения по числовому лучу (вправо), выбирают действие (сложение) и отмечают подходящую запись, объясняя свой выбор. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Ученики определяют направление движения по числовому лучу (влево), выбирают действие (вычитание) и отмечают подходящую запись, объясняя свой выбор. Работа с заданием № 5 учебника. Восстановление знаков действий в равенствах. Знак арифметического действия зависит от того, увеличивается или уменьшается первое число. Сопоставление равенств с движением по числовому лучу. Учащиеся должны объяснить выбор знака. Например, в первом равенстве будет «+», потому что от числа 6 двигаемся вправо и получаем большее число — 10. |