Умножение десятичных дробей на натуральные числа. 5 класс. Урок-игра
Тип урока: урок получения новых знаний и умений.
Урок игра-путешествие.
Цель урока: изучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, первичное закрепление правила.
Задачи урока:
- Образовательные: повторение правил действий над десятичными дробями (сложение, вычитание), вывод правила умножения десятичных дробей на натуральное число, начать формировать умения и навык умножения десятичных дробей на натуральные числа.
- Развивающие: коррекция логического и творческого мышления на основе развивающих упражнений; коррекция внимания и памяти в процессе выполнения коррекционных упражнений, продолжить развивать способности к самоконтролю учащихся, кругозор, коммуникативные способности.
- Воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к делу, организованности, аккуратности, интереса к предмету; воспитывать культуру математической речи и записей.
Использованные источники:
- Математика. 5 класс. Г.К. Муравин, О.В. Муравина
- Математика 5, Н.Я. Виленкин, В.И Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
- Математика. 5-11 классы. Электронное пособие.
Ход урока
1. Организационный момент
Включает в себя приветствие учащихся класса, проверку отсутствующих.
2. Актуализация знаний
Работа в парах по карточкам с проверкой ответов по таблице соответствия.
Мы с вами пятый год плаваем по бескрайнему морю Математики в поисках истины и знаний. Сегодня мы отправимся в далекое путешествие за сокровищами. Как вы думаете, какие сокровища вы можете найти на уроке математики?
– Правильно, самыми ценными сокровищами, добытыми на уроке являются знания. Если вы будете внимательны, то без труда овладеете кладом! А ещё сегодня на уроке мы побываем на охоте – «Охоте за пятерками». Но для этого нам необходимо взять с собой оружие – знания и умения, внимательность и смекалку.
Напоминаю вам, что вы уже знакомы с натуральными числами, то есть числами, которые используют для счета предметов и дробными числами, среди которых выделяют десятичные дроби. При этом вы умеете выполнять арифметические действия над теми и другими числами. Давайте вспомним, как удобно складывать и вычитать десятичные дроби?
– Правильно, столбиком. Не забывайте, что при сложении столбиком целую часть записывают под целой, а дробную под дробной, при этом запятая оказывается под запятой. Итак, начнем нашу охоту с небольшой самостоятельной работы (3 минуты):
1 вариант |
2 вариант |
Ответы: |
1,5 + 2,7 |
2,3 + 1,9 |
4,2 – Е |
10,5 – 8,6 |
6 – 4,1 |
1,9 – Н |
3 + 5,8 |
9,8 – 1 |
8,8 – П |
22,45 – 13,05 |
4,7 + 4,7 |
9,4 – Е |
27,4 + 27,4 |
100,67 – 45,87 |
54,8 – Р |
Выпишите ответы в порядке возрастания, то есть от самого маленького числа к самому большому и составьте слово с помощью таблицы соответствия. Вы получили фамилию известного математика Джона Непера, который в 17 веке ввел в обозначение десятичных дробей запятую. До этого времени целую и дробную части разделяли более сложным знаком – (0). Например: 5(0)6 или 78(0)65
3. Мотивация
Итак, складывать и вычитать десятичные дроби вы умеете хорошо, а какие действия вы ещё не умеете выполнять с десятичными дробями?
– Конечно же, умножать: умножать на натуральные числа и друг на друга, но обо всем по порядку! Сегодня я постараюсь показать вам как важно уметь умножать десятичные дроби на натуральные числа и делать это правильно. А вы постарайтесь понять, запомнить и научиться применять правило умножения десятичных дробей.
– Итак, к какой цели мы помчимся с вами по волнам сегодняшнего урока?
(Дети отвечают: наша цель научиться выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.)
Пусть это будет целью вашего сегодняшнего путешествия.
Поднять носы и паруса, наше путешествие считаю открытым!
4. Новый материал
Итак, запишите в тетради число, «Классная работа» и тему нашего урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
И вот мы уже подплыли к острову Блестящих вычислений.
Пожалуйста, вычислите ответ к задачам:
Задача 1. Масса каждого из трех сундуков равна 23 кг. Сколько весят все три сундука?
23 + 23 + 23 = 23 · 3 = 69 (кг) – весят три сундука
Задача 2. Масса каждого из трех ларцов равна 2,3 кг. Сколько весят все три ларца?
2,3 + 2,3 + 2,3 = 6,9 (кг)
Давайте запишем в тетради:
Задача 1 |
Задача 2 |
23 + 23 + 23 = 23 · 3 = 69 (кг) |
2,3 + 2,3 + 2,3 = 6,9 (кг) |
– Заметим, что ответы к обеим решенным задачам очень похожи друг на друга, как и сами задачи.
Мы отплываем от острова Вычислений, так как справились с его заданиями на отлично!
И сразу же попадаем на остров Несложных вопросов, хотя будет ли сложен вопрос для такой дружной команды умных матросов с таким отличным капитаном – помощником?
Как короче записать сумму 2,3 + 2,3 + 2,3?
Итак, вы опять на высоте! Абсолютно верно, эту сумму можно заменить произведением 3·2,3. Поэтому допишем во второй столбик
Задача 1 |
Задача 2 |
23 + 23 + 23 = 23 · 3 = 69 (кг) |
2,3 + 2,3 + 2,3 = 6,9 (кг) 3 · 2,3 = 6,9 (ответ мы уже знаем) |
– Молодцы команда! Но этот остров коварен, он не отпускает нас просто так, нас закручивает Трудное течение!
Чем отличаются примеры? А чем отличаются ответы? Попробуйте сами рассказать, как можно было получить ответ к этой задаче и как можно было быстро вычислить его?
Прекрасно, умнички! А сейчас давайте всё же узнаем четкое правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, ведь десятичные дроби бывают разными. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 204.
Правило: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо
- умножить её на это число не обращая внимания на запятую,
- отделить в полученном произведении справа столько цифр, сколько их после запятой в исходной десятичной дроби.
– Обращаю ваше внимание на схему, которая появилась на доске. Этот пример– схема будет сопровождать нас всё путешествие. А особое внимание обратите на правый край этого примера – посмотрите, он выровнен, потому что мы умножаем десятичные дроби, не обращая внимания на запятую, как обычные натуральные числа.
Давайте выполним задания №1306 стр. 205, используя новое правило (решения на доске с проговариванием правила):
- 8,9 · 6 = 53,4
- 3,75 · 12 = 45
- 0,075 · 24 = 1,8
- 10,45·42 = 438,9
5. Физкультминутка
Динамическая игра: Внимание, внимание, мы приближаемся к острову Неисправленных ошибок. SOS, SOS. Чтобы не сесть на мель нам надо потрудиться!!! Каждый должен приложить свои усилия, торопитесь исправить ошибки! (на пол хаотично выкладываются примеры с пропущенными знаками, дети подбегают, наклоняются, поднимают пример, исправляют в нем ошибку, с помощью маркеров, и крепят к доске с помощью магнитов. Проверку проводят гости-эксперты, которые, как и дети вспомнили правило умножения десятичных дробей).
6. Остров Успеха
А мы плавно подплываем к острову Успеха. Здесь всё зависит от вас, от вашей внимательности, от вашей сосредоточенности, от вашего желания. Я отпускаю вас в свободное плавание и желаю вам счастливого пути, но буду все время рядом, чтобы помочь и ответить на все ваши вопросы. А также прошу вас не забывать о том, как важна точность в расчетах и со мной соглашаются даже писатели детских стихов (указать на стенд со стихом). Маршрут дальнейшего плавания указан на доске.
Дети приступают к самостоятельному решению в тетради:
- №1306 д) –м)
- №1309
- №1307
- 8№1330
7. Домашнее задание
«Авось да как-нибудь до добра не доведут».
– А как вы думаете, что означают эти слова?
(Каждое действие должно быть обдуманным, просчитанным, тогда и результат будет успешным.)
Пусть эти слова будут девизом при выполнении домашних заданий.
П. 34, стр. 204, прочитать и выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, №1330 (доделать), 1308.
Творческое задание: сочинить рассказ о приключениях на острове “Десятичных дробей” или сказку, персонажами которой были бы десятичные дроби и другие числа.
8. Подведение итогов
Настало время подвести итоги нашего урока:
Чему мы научились за время путешествия? Что нового мы узнали? (правило и ещё раз его проговариваем).
Удалось ли справиться с целью, поставленной в начале урока?
Отметьте свое настроение, полученное на уроке – путешествии на корабле с помощью одного из 3 смайликов. Вы можете подойти, приклеить смайлик и идти на следующий урок.