Уменьшаем на 1
Знакомство с понятием «предыдущее число», закрепление представлений о принципе построения числового ряда, уменьшение чисел в числовом ряду на 1.
Способствовать формированию представления о принципе построения числового ряда — каждое предыдущее число на единицу меньше следующего.
Формировать умение уменьшать число на 1.
Формировать умение определять место числа в числовом ряду и называть предыдущее число.
Способствовать формированию умения называть числа при счёте в прямом и обратном порядке.
Закреплять умение сравнивать количество предметов.
Закреплять умение читать и записывать числа.
Закреплять умение соотносить числа от 1 до 9 с цифрами и количеством предметов.
Развивать навык письма цифр от 1 до 9.
Развивать умение наблюдать и видеть закономерности.
Развивать логическое мышление, графические навыки, математическую речь учащихся.
Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции.
Знакомство с понятием «предыдущее число».
Уменьшение числа на 1.
Сравнение количества изображённых предметов.
Определение количества предметов, используя названия чисел.
Установление соответствия между числом предметов и цифрой.
Запись результата сравнения чисел с помощью цифр и знаков.
Расположение чисел при счёте в прямом и обратном порядке.
Определение места числа в числовом ряду.
Установление соответствия между текстом и количеством предметов на рисунке.
- Числовой ряд, уменьшение на 1, предыдущее число, числа от 1 до 9.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учащиеся рассматривают рисунки, отмечают объекты, которые двигаются влево, и объясняют свой выбор. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задание направлено на актуализацию умения соотносить числа с цифрами и количеством предметов. Ученики считают предметы на каждом рисунке и выбирают рисунок с наибольшим количеством предметов. Дополнительные вопросы: «Кого больше — кур или индюков? Кого меньше — синиц или снегирей? На какие группы можно разделить всех птиц? (Дикие и домашние.) Сколько домашних птиц? Сколько диких? Каких птиц больше — диких или домашних? (Одинаковое количество.)» Работа с заданием № 1 учебника. Ученики наблюдают на рисунке, как меняется количество горошин в каждом столбце, какое изменение происходит с числами при движении по числовому ряду влево — числа уменьшаются на единицу. При поиске ответов на вопросы опорой является рисунок. Пропедевтика решения текстовых задач: понимание последовательности событий, используя слова «было», «убрали», «осталось». Можно проиллюстрировать действия с горошинами на предметах (карандашах, разрезном материале и др.). В процессе практической деятельности задание подготавливает учеников к пониманию принципа расположения чисел в числовом ряду — если двигаться влево, то числа уменьшаются на единицу. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Задание является подготовительным к введению понятия «предыдущее число» и формированию представления о числовом ряде. Учащиеся считают, сколько цветов в каждой из ваз, и располагают рисунки в порядке уменьшения количества цветов (от большего к меньшему). После выполнения задания можно предложить ученикам ответить на дополнительные вопросы: «Сколько цветов в четвёртой по счёту вазе? Сколько цветов в предыдущей вазе? Какая по счёту ваза, в которой 5 цветов?» и т. д. Работа с заданием № 2 учебника. Задание направлено на закрепление представлений учащихся о свойствах числового ряда. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Ученики осваивают движение влево по числовому ряду с опорой на его изображение — называют число, следующее за указанным. Можно использовать числовой ряд с пропусками на колонтитуле учебника. Учащиеся заполняют пропуски в числовом ряду, записанном в обратном порядке. После выполнения задания можно предложить детям прочитать числа сначала в обратном порядке, а затем в порядке счёта. |
5 | 5. Первичное закрепление | Задание направлено на закрепление понятия «предыдущее число» в числовом ряду. Ученики выбирают число, предыдущее для числа 8. Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся определяют предыдущее и следующее число с опорой на рисунок. Задание способствует закреплению представлений учащихся о свойствах числового ряда. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учащиеся считают количество предметов в верхнем ряду. Закрашивают в нижнем ряду на 1 предмет меньше, чем в верхнем (учитель должен обратить внимание детей, что предметы в ряду начинают закрашивать слева), и называют число закрашенных предметов. Работа с заданием № 5 учебника. Ученики увеличивают и уменьшают данные числа на 1, а затем делают выводы: чтобы увеличить число на 1, нужно назвать следующее число; чтобы уменьшить число на 1, нужно назвать предыдущее число. |
7 | 7. Итог урока | Учащиеся увеличивают и уменьшают каждое число на 1 и записывают результаты. |