Учитель как лидер: мудрость и убедительность
Книгу-тренинг для детей и подростков по управлению собой и своей жизнью «Я — лидер нового поколения. Вдохновляй, живи, созидай» Наталия Долина писала от сердца, а не только от ума, знаний и опыта. В книге автор рассказывает о том, как стать сильным, смелым и уверенным, как раскрыть свои способности и стать свободным от стереотипов и ложных убеждений.Фото автора Miguel Á. Padriñán: Pexels
Рассмотрим реперные точки — что можно держать в фокусе своего внимания, чтобы оставаться в состоянии внутренней уверенности и стабильности. Ведь именно уверенность делает человека сильным, харизматичным и убедительным.
«Каждый из нас является причиной всего в собственной жизни. Вокруг себя мы создаем собственный мир. Люди и события появляются и происходят не просто так — мы сами притягиваем их в свою жизнь. А лидером становится тот, кто творит свою реальность».
Две парадигмы
Стакан наполовину пуст или полон? Это две разные парадигмы, которые создают разную реальность для людей, в них пребывающих. Вы можете сидеть на одном диване с человеком, который живет в другой парадигме, и при этом находиться в совершенно разных реальностях.Тот, у кого стакан наполовину пуст, отталкивается от нужды. Он видит минус, пустоту, видит отсутствие. А значит, он критичен, ему всегда мало, он зависим от событий, от людей, он вечно ждет чего-то от внешнего мира. Его критика всегда направлена на себя и на других. Он может слишком критично относиться к ошибкам и не прощать их даже самому себе.
Вспомните, например, что такое синдром отличника. Людей-отличников можно определить с первого взгляда — они не принимают себя с несовершенствами и минусами, они живут по формуле «Я = моя оценка». Но на самом же деле, объективно, оценивание себя — это отдельный показатель, отождествлять себя с которым бессмысленно. Так же, как бессмысленно и противоправно судить и оценивать личность человека, ведь личность всегда неприкосновенна.
Наш главный страх в том, что если мы авансом будем относиться к человеку уважительно, будем безусловно принимать его личность без оценок и суждений, он ничего не будет делать сам. Почему-то мы часто думаем, что лишь отняв у человека достоинство и право на уважительное отношение, мы будем подстегивать его к тому, чтобы он начал действовать — хорошо учиться, достигать отличных результатов, чтобы добраться до желанного отношения к себе: я ценен, меня уважают, меня любят.
Это парадигма «Стакан наполовину пуст», когда побуждающим мотивом становится недостаточность чего бы то ни было. Но однажды человек все равно начнет чувствовать себя опустошенным, потому что движение от недостаточности постоянно эту недостаточность подчеркивает.
А что такое движение от наполненности? Можно просто представить, что все УЖЕ хорошо. Ты просто делаешь, учишься, стремишься — не потому что боишься чего-то, а потому что просто хочешь. Разверните карту жизни, посмотрите, кто же это — человек нового поколения?
Лидер тот, кто способен замечать в себе и в других достоинство, наполненность, окрыленность. Современный педагог — несомненно, лидер. Он может управлять собственными состояниями, обладает гибкими навыками, способен грамотно распоряжаться временем, добывать достоверную информацию.
«Лидерство — это человечность. За оценками, за результатами, за системой нужно суметь увидеть человека, увидеть личность».
Мы управляем всем, что осознаем. А то, что неподвластно нам, управляет нами. И поэтому так важно перестать быть жертвой и стать автором, творцом своей жизни.
Учителю нужно создать пространство взаимного уважения, признания, значимости каждого, доверия ко всем. Кстати, если вдуматься, многие из нас находятся в состоянии дефицита признания. Но когда человек слышит в свой адрес хорошие, приятные, но не льстивые, слова, он сразу видит себя в лучшем свете.
А между тем, мы перестаем быть свободными, если ожидаем оценки от других людей. Такая модель восприятия себя приводит к созависимости. В результате мы считаем себя такими, какими видят нас другие люди.
«Профессия, национальность, пол, возраст — все вторично. Первична лишь сама личность. Настоящий лидер всегда чувствует себя уверенным и значимым — просто по факту своего существования. Только такой человек способен с интересом учиться и выбирать для себя лучшее.
Человек, имеющий внутренний стержень, способен управлять собой, своей реальностью, временем, и готов к взаимоотношениям с другими людьми. Он будет автоматически нести положительный заряд в свое окружение, он будет транслировать парадигму „стакан наполовину полон“».

Наследие страха
Что нам мешает реализовываться? Конечно же, страх. Вдумайтесь, ведь дети лепят свою жизнь и самих себя из того материала, который подсмотрели в собственной семье и в школе. Пусть не всегда, но очень часто ребенок с самого детства получает «подарочный набор» в виде осуждения, критики, сравнения с другими, страха не быть как все. И тут задача мудрого уверенного педагога — переводить фокус с понятий ограничивающих, сжимающих на более ресурсные, разжимающие, окрыляющие.Задайте себе вопросы: как я влияю на детей — делаю их больше, или, наоборот, меньше? выдавливаю ли я с силой из них результат, или, наоборот, бережно раскрываю потенциал и возможности каждого?
Это и есть разговор про эффективность. И вот простая ее формула:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ = ПОТЕНЦИАЛ - СТРАХ
«Человек делает в разы больше, чем он может, от желания, а не от принуждения».
Самый низкий уровень энергии — когда человек живет в парадигме «должен». Профессиональное эмоциональное опустошение как раз происходит в такие моменты. Эффективность стремится к нулю — он не готов даже делать вид, что хочет достичь какого-то результата. Задумайтесь, как вы влияете на уровень мотивации тех людей, которые находятся рядом. А как вы влияете на собственную мотивацию?
До тех пор, пока мы ищем кого-то, кто повлияет на нашу мотивацию, мы остаемся заложниками ситуации. Так начните же раскрывать собственное авторство, ищите причины в себе самом. Но будьте осторожны, не превращайте причину в вину. За причиной всегда идет следствие — те события, которые с нами происходят.
«За вашу мотивацию отвечаете только вы сами. И даже если внешние обстоятельства складываются неблагоприятно, опытный управленец сможет перевести их в позитив».
«Должен» и «надо» — низкие уровни, которые вряд ли долго будут мотивировать человека. Но когда личность переходит на уровень «могу», ситуация меняется. Тогда человек способен сделать осознанный выбор — событий, людей, себя самого.
Научиться сообщать людям об их способностях и о том, что они могут, — важнейший навык для любого наставника, педагога, лидера. Находить открытые искренние слова порой сложно, обычно человека просто заставляют что-то делать. Но чем больше мы наполняем человека, демонстрируем ему его же сильные стороны, тем больше он начинает хотеть делать сам — мы пробуждаем в нем желание двигаться к истинной цели.
Опытный педагог никогда не будет действовать от плохого, он будет заходить с позитивной стороны. Он скажет: да, это было хорошо, но давай посмотрим с другой стороны, ты можешь и еще лучше!
Что бы ни происходило в вашей жизни, задавайте себе вопросы:
«Не переставайте искать смысл в том, что вы делаете!»