Учимся заканчивать текст
- работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту; сравнивать варианты окончания исходного текста
- заголовок, целевая установка текста, цельность текста, окончание текста
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — комплексная работа с текстом на основании пройденного материала: целевая установка автора, цельность текста, заглавие текста. Выполняется фронтально. После прочтения текста учителем или хорошо читающим учеником следует задать вопросы классу. О чём говорится в тексте? Зачем автор рассказывает эту историю? Закончен ли текст? Что могло произойти (произошло) дальше? Ученики должны предложить свои варианты окончания текста, называя только событие, например: 1) зайчонок защищает кошку; 2) зайчонок прогоняет собак; 3) зайчонок помогает кошке охранять котят и т. д. Затем следует предложить классу выбрать какую-то одну ситуацию, с тем чтобы вместе придумать окончание текста. После этого начинается работа по составлению окончания текста. Вариант окончания должен быть записан на доске (в процессе работы учитель записывает на доске предложения учеников, что-то стирая или дополняя, демонстрируя тем самым, как в процессе работы может меняться текст). После того как на доске будет записано окончание текста, ученики читают текст в учебнике, а его окончание — на доске, озаглавливают текст и, если позволяет время и темп работы, переписывают текст в тетради. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за окончанием текста, которое не соответствует авторскому замыслу. Проводится фронтально. Важно, чтобы ученики объяснили, почему окончание текста, которое придумал Серёжа, неудачно. Для этого они должны сравнить вариант из учебника с вариантом, записанным на доске, а также с другими возможными вариантами (учитель напоминает те события, которые могли лечь в основу продолжения текста). |
4 | 4. Словарная работа | Записать слово молоко, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
5 | 5. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Прописывается ряд прописных букв И, Ш, И, Ш с обязательным контролем одинаковой высоты букв. |
6 | 6. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |