Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-
- Познакомить с правилом написания суффиксов -онок-, -ёнок-; отрабатывать алгоритм применения правила
- суффикс, значения суффиксов, суффикс -ёнок-, суффикс -онок-, разбор слова по составу, морфемный разбор, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» содержит языковой материал, наблюдение за которым позволяет учащимся самостоятельно сформулировать правило написания суффиксов -онок- и -ёнок-. Выполняется фронтально, устно. Вывод: суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных звуков, кроме [ч’]; суффикс -онок- пишется после шипящих звуков, в том числе после звука [ч’]. Вопрос учителя: «Что вы знаете о звуках [ж], [ш]?» (Это твёрдые согласные звуки, которые не имеют пары по мягкости.) |
3 | 3. Введение нового материала | Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений. Вопросы, проверяющие понимание орфографического правила: можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -ёнок-? (Нет, так как после мягкого согласного звука [ч’] пишется суффикс -онок-.) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твёрдых согласных звуков? (Нет, суффикс -онок- пишется ещё и после мягкого согласного звука [ч’].) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется после всех шипящих звуков? (Да.) |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Рубрика «Подсказка» вводит алгоритм применения правила. Алгоритм читается вслух, примеры разбираются с одновременной записью рассуждения на доске. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 1 в учебнике — отработка правила и алгоритма его применения. Слова записываются в два столбика: -онок- -ёнок- Вопросы перед началом записи: на какие звуки будут заканчиваться корни слов первого столбика? Будут ли во втором столбике слова, корни которых оканчиваются на звук [ч’]? После этого учащиеся записывают слова в два столбика, по очереди выходя к доске, и подробно, используя алгоритм при комментировании своей записи, объясняют выбор суффикса. Последняя буква корня обязательно подчёркивается, суффикс выделяется. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 (урок 53) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — самостоятельная работа на применение правила. Вопросы перед началом выполнения: что можно сказать о буквах, которыми заканчиваются корни слов первого столбика? (Это буквы шипящих звуков.) Какой суффикс нужно будет дописать во все слова первого столбика? (После шипящих пишется суффикс -онок-, во все слова допишем -онок-.) Вопрос после выполнения: почему во все слова второго столбика вы дописали суффикс -ёнок-? (Потому что корни всех слов второго столбика заканчиваются на мягкий согласный, но не [ч’].) |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Выполняется в парах упражнение 2 (урок 53) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка правила, подготовка к выполнению упр. 2 учебника. Выполнение упражнения проверяется фронтально. Возможные ошибки. Запись слов типа «коровёнок», «лошадёнок». Помощь. Перед выполнением напомнить, что не всегда слово, называющее детёныша, имеет такой же корень, как слово, называющее его маму. |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Дифференцированная работа. Все учащиеся выполняют упр. 63 в тетради «Учусь писать без ошибок», быстро справившиеся с ним выполняют упр. 62. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Юя, Юл, Юм, Фл, Фм, Фя. |
10 | 10. Рефлексия. Домашнее задания | Учитель подводит итоги урока. Домашнее задание. Упражнение 2 в учебнике (с. 122) — дальнейшая отработка правила. Названия детёнышей записываются в два столбика в зависимости от суффикса. Возможная ошибка. Запись вместо слова телёнок слова «коровёнок». Помощь. Перед выполнением упражнения спросить, как называют детёныша коровы. |