Учимся писать корни и суффиксы
- Повторить все изученные орфограммы в корне слова; отрабатывать правописание суффиксов
- суффиксальный способ образования слов, суффикс, значения суффиксов, разбор слова по составу, морфемный разбор, орфографический тренинг, словарный диктант, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока. Словарная работа | Словарный диктант: ворона, апрель, медведь, ученик, собака, фамилия, работа, ягода, иней, весело, здравствуй, лестница, чувствовать, праздник. Учитель может также продиктовать ещё несколько ранее изученных слов (см. урок 43). Учитель обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 1 в учебнике — развитие орфографической зоркости, повторение орфограмм корня. При работе со словом встретил ученики должны отметить сочетание четырёх согласных в начале слова; определить, что первые две буквы являются орфограммами, проверить которые нельзя; указать на различие в произношении и написании этого слова. При работе со словом (в) березняке учащиеся должны обнаружить две орфограммы «Безударные гласные в корне слова», первую из которых проверить нельзя, поэтому буква подчёркивается двумя чёрточками. Обратите внимание. Следует обсудить с учащимися необычный суффикс в слове березняк (объясните значение слова: берёзовый лес, роща) и его правописание. Слово березняк имеет произносительный вариант — бере́зник, и некоторые ученики могут назвать слово именно с таким ударением. Познакомьте их с другим вариантом, указав на орфографическую проблему. В слове лесника две орфограммы — в корне и в суффиксе: первую ученики проверяют, о второй говорят, что в суффиксе -ник- нужно писать букву и. Остальные слова не вызовут затруднений при записи под диктовку. Выделенные слова учитель диктует орфоэпически, слова с неизученными орфограммами следует произносить орфографически. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — развитие орфографической зоркости, повторение орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». К выписываемым словам ученики должны подобрать проверочные, буквы-орфограммы подчеркнуть. Слова, которые должны быть выписаны: (с) шишкой, (с) кочерыжкой, (с) травкой, (с) козявкой, мишка, волк, (с) овцой, всем (проверочное слово весь). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Рубрика «Давай подумаем» помогает учащимся осознать особенности способов проверки безударных гласных в разных частях слова. Безударный гласный звук в корне проверяется формой слова или родственным словом с ударным гласным звуком. Написание безударных гласных в суффиксах определяется правилами. В одних случаях правило предлагает изменять форму слова и следить за гласным звуком (суффиксы -ек-, -ик-), в других случаях написание зависит от места ударения (суффиксы -ив-, -ев-), некоторые суффиксы всегда пишутся одинаково (-ость-, -чив-, -лив-, -ов-). Родственными словами с другим суффиксом безударный гласный в суффиксе проверять нельзя. Один из выводов, который должны сделать учащиеся в ходе работы с рубрикой: перед проверкой безударного гласного необходимо обязательно определять, в какой части слова находится этот безударный гласный, так как способы проверки в корне одни, а в суффиксах другие. В зависимости от уровня класса учитель может сообщить о возможности в ряде случаев проверки безударного гласного в суффиксе подбором слова с ударным суффиксом, но это должно быть слово именно с таким же суффиксом, а не родственное слово с другим суффиксом. Для суффиксов -ев-, -ив- это правило не работает, так как суффикс -ев- всегда безударный. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в учебнике — отработка умения выделить в слове суффикс, подобрать слова именно с таким суффиксом, активизация словарного запаса. Вариант выполнения. Упражнение предлагается для работы в группах. При этом либо класс делится на произвольное количество групп и каждая группа работает со всеми словами, либо класс делится на семь групп, каждая из групп получает одно из слов и подбирает к нему слова с таким же суффиксом. Выполненное упражнение выглядит так: игривый, ленивый, червивый, правдивый; шутливый, талантливый, торопливый, дождливый, счастливый; замочек, орешек, комочек, молоточек; заманчивый, задумчивый, настойчивый, отзывчивый[1]; мудрость, молодость, ясность, жалость; лицевой, дождевой, волевой, плюшевый; бантик, дождик, гвоздик, пёсик. [1] Последнее слово в четвёртой группе учащиеся подбирают сами.
|
6 | 6. Закрепление изученного материала | Выполняется в парах упражнение 4 (по выбору) в учебнике — комплексный орфографический тренинг, повторение суффикса -н- в прилагательных. После завершения работы в парах фронтально проводится её проверка: ученики называют буквы, которые они вставили, обосновывают свой выбор. Дома предлагается подготовить это стихотворение к письму по памяти. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Выполняется самостоятельно упражнение 1 (урок 61) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — повторение правописания суффиксов -ость-, -ек-, сочетания чн. |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 (урок 61) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — развитие орфографической зоркости, умения в звуковой записи обнаруживать наличие орфограмм и выполнять проверку до того, как сделать буквенную запись. Это упражнение очень важно для подготовки к письму под диктовку, так как во время диктанта ученик выполняет последовательно те операции, которые отрабатываются в упражнении. Выполняется фронтально, вызванные ученики работают у доски, вслух комментируя выполняемые операции. Пример рассуждения ученика у доски: «[бра́т’ик] — в этом слове ударным является звук [а], безударный гласный [и]. В слове братик корень -брат-, нулевое окончание, значит, орфограмма находится в суффиксе. Чтобы решить, какой суффикс в этом слове — -ик- или -ек-, нужно изменить форму слова и проверить, исчезает ли гласный (братика); раз гласный не исчезает, значит, в этом слове суффикс -ик-, записываем: братик». |
9 | 9. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (урок 61) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка алгоритма подготовки к письму по памяти. После прочтения стихотворения и вписывания суффиксов учащиеся ищут слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова» (цветущего, себе, пролетел, светлячок), подчёркивают букву безударного гласного и подбирают проверочные слова (к слову себе проверочное слово подобрать нельзя). После этого учитель отмечает, что в словах чёрный и учёный написание буквы ё после [ч’] надо запомнить. Одно из придуманных предложений со словом чёрный ученики записывают в тетрадях. Далее идёт работа со словами жучок и светлячок: поиск одинакового суффикса, подчёркивание буквы о. Последующая подготовка к письму по памяти идёт по усвоенному ранее алгоритму; ученики пишут в своих тетрадях, закрыв текст стихотворения. В зависимости от уровня класса и темпа работы учитель может предложить написать по памяти или списать вторую часть стихотворения. |
10 | 10. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (урок 61) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка правописания суффиксов -еньк-, -еват-, -оват-. Работа в парах. Каждая пара устно составляет оба возможных слова, например синенький и синеватый, после чего один ученик пишет одно слово, а второй — другое. Результаты работы обсуждаются коллективно. Дополнительные задания 1. Дифференциация в безударном положении суффиксов -лив-, -чив-, -ев-. Учитель предлагает ученикам согласиться с Дашей или возразить ей. Она написала слова и объяснила их написание так: — «удачлевый», так как под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения — -ев-; в данном случае ударения нет, значит, надо писать -ев- (ученики должны заметить и исправить ошибку, доказав, что в этом слове суффикс -лив-, который всегда пишется с буквой и); — «фланеливый» (необходимо объяснить значение слова фланель — «лёгкая бумажная или шерстяная ткань, обычно с пушистым редким начёсом»), так как в суффиксе -лив- всегда пишется буква и (ученики должны заметить и исправить ошибку, объяснив, что слово фланелевый образовано от слова фланель, а суффикс -ев- нужно писать потому, что он находится в безударном положении); — «эмаливый» (необходимо объяснить значение слова эмаль — «специальная краска, лак, которыми покрывается поверхность металлических изделий»), так как в суффиксе -лив- всегда пишется буква и (ученики должны заметить и исправить ошибку, доказав, что в этом слове безударный суффикс -ев- (эмаль + ев = эмалевый), который пишется с буквой е). Далее учитель открывает запись на доске (во всех словах проставлено ударение): волево́й — непосе́дливый болево́й — забо́тливый полево́й — со́вестливый Ученики должны объяснить написание подчёркнутых букв в парах слов. 2. Повторение написания суффиксов -ик-, -ек-. Учитель просит объяснить написание суффиксов в словах на доске: пакетик, билетик, орешек, пенёчек. После повторения правила написания -ик-, -ек- слова записываются под диктовку в два столбика в зависимости от суффикса. Примерный набор слов: горошек, дождик, гвоздик, листочек, карандашик, ножик, листик, ножичек, ключик, халатик, блокнотик, замочек, бантик, звоночек По окончании диктовки ученики обозначают в словах суффиксы и пишут рядом с каждым словом проверочное. |
11 | 11. Каллиграфическая минутка | Проанализировать особенность соединений строчных букв юг, ог, рг, жг. Прописать данные буквосочетания. |
12 | 12. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание: подготовить к письму по памяти стихотворение из упражнения 4 в учебнике (с. 142). |