Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
- Определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные); применять правильный способ проверки орфограмм и выбирать правильную букву; тренинг в безошибочном написании словарных слов
- безударные гласные в корне слова, парные по звонкости-глухости согласные в корне слова, орфограмма, опасное место, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Обратите внимание. Уроки 45, 46 завершают изучение темы «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Целью учителя на этих уроках является проверка усвоения учащимися данного учебного материала: а) насколько хорошо дети видят наличие изучаемых орфограмм в словах; б) могут ли их проверить, легко ли при этом подбирают проверочные слова; в) могут ли грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами под диктовку с предварительной подготовкой и без неё. Приоритетная форма организации этих уроков — самостоятельная работа учащихся. Упражнение 1 в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — повторение изученных ранее орфограмм и отработка письма по памяти. Учащиеся при обсуждении орфограмм приходят к выводу, что все слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в конце корня» можно проверить (кошка — кошечка, картошка — картошечка, морковка — морковочка, рот — ротик). Часть орфограмм «Безударные гласные в корне слова» можно проверить (зерно — зёрна, пшено — пшённая (каша), молоко — молочный), а часть необходимо запомнить (картошка, морковка, берёт, молоко). Учитель просит учащихся подчеркнуть непроверяемые орфограммы двумя чёрточками. По усмотрению учителя само письмо по памяти можно провести на следующем уроке после подготовительной работы (поиск и подчёркивание орфограмм, подбор проверочных слов, обнаружение непроверяемых случаев и подчёркивание их двумя чёрточками), которую учащиеся выполняют дома. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Выполняется самостоятельно упражнение 2 в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — проверка умения выделять в группе родственных слов проверочные для безударного гласного в корне слова. Правильная запись: полёт, перелёт, летать, прилетела. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) позволяет проверить, насколько хорошо учащиеся умеют определять наличие орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и подбирать проверочные слова. Поиск слов с безударными гласными учащиеся выполняют самостоятельно, после этого называют устно проверочные слова. Вариант выполнения. Учащиеся выписывают в свои тетради слова, в корне которых есть безударный гласный, рядом записывая проверочное слово. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется самостоятельно, письменно упражнение 5 в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) позволяет проверить, насколько хорошо учащиеся умеют определять наличие орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и подбирать проверочные слова. Должны быть выписаны слова: снег, глазками, лапками, гибкою, лебедь, гладкой, подчёркнуты буквы-орфограммы и подобраны проверочные слова к каждому слову. Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам гибкою, гладкой. Вариант помощи. На доске записываются слова, среди которых есть как проверочные, так и лишние. Учитель обращает внимание учеников на то, что часть проверочных слов можно найти среди слов, написанных на доске. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может написать на доске проверочные слова ко всем словам. Примерный список в этом случае: гладь, лапки, глаза, сгибать, снежки, гладить, снега, сгиб, глаз, лапа, лебеди. При таком варианте помощи сохраняется возможность выяснить, понимают ли учащиеся, какие слова являются проверочными. |
6 | 6. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 6 в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — развитие орфографической зоркости, накопление зрительных образов слов, отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова. После записи проверочного слова учащиеся обязательно должны записывать исходное словосочетание. Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, требующих педагогической поддержки, на доске записываются слова-подсказки: день, дом, зимний, вечерний, дивный, нос, гриб, наряд, ночь, смех, зверь, холод, ветер, даль, страны, осень, сапог, зелень, лист. |
7 | 7. Каллиграфическая минутка | Вспомнить точку начала движения при написании строчных букв л, м, я. Прописать соединения букв ся, сл, см, ел, ем. |
8 | 8. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упр. 4 в тетради «Пишем грамотно» (№ 1). |