Учимся думать: исследуем, наблюдаем
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе является необходимым, прописанным в стандартах процессом. Все изучаемые действия подчинены определенным алгоритмам, которые нужно знать. Корпорация «Российский учебник» в серии статей и вебинаров представляет первые этапы формирования УУД у учащихся начальной школы. В этой статье, на примере заданий из УМК «Предшкольная пора» и «Начальная школа XXI века» разберем, что способствует формированию познавательных УУД.Наблюдение
Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия. В данном случае, в результате формирования УУД происходит обогащение чувственного восприятия образа мира, связей, фактов, деталей. При обучении грамоте ребенок наблюдает за звуком, на уроке русского языка — за словом, на уроке окружающего мира — за природой и т.д.
Алгоритм
-
Узнаю объект наблюдения.
-
Называю данные и условия.
-
Воспроизвожу шаги плана до его применения.
-
Составляю план по шагам.
-
Фиксирую ход и результаты, соотношу с целью.
-
Определяю отличительные свойства.
Пример
Задание по окружающему миру из курса 1 класса.
Понаблюдайте, какие птицы прилетают в птичью столовую и чем они любят лакомиться. Сделайте вывод: «Зависят ли особенности питания птицы от строения ее клюва?»
Цель наблюдения — определить особенности питания зимующих птиц и соотнести способ питания со строением клюва. Ребенок может изучить иллюстрации в учебнике, вспомнить увиденное на экскурсиях, рассказать: чем кормят дома волнистых попугайчиков, чем питались на море чайки. Учитель предлагает представить, что будет, если поменять птицам клювы: удобно или нет, например, аисту, будет есть лягушек клювом совы? Текст учебника подтверждает вывод и помогает его зафиксировать: особенности питания птицы зависят от строения ее клюва. Далее делается еще один вывод, о том, что птицы делятся на группы по виду питания (насекомоядные, хищные, растительноядные). Ребенку могут быть поставлены дополнительные задачи — например, по рисунку с изображением дятла определить, что удобнее этой птице: клевать зерно или долбить кору?
Поиск нового знания на основе опыта
Поиск и обнаружение нового знания на основе опыта строится через решение исследовательских задач, выдвижение и проверку гипотез с помощью проблемных вопросов.
Алгоритм
-
Формулирую цель опыта (своими словами) как его результата.
-
Выдвигаю предположение (отвечаю на вопросы: «что будет, если..?», "как сделать так, чтобы..?«)и формулирую/описываю его.
-
Проверяю предположение: исследую скрытые свойства объекта.
-
Фиксирую полученные результаты.
-
Делаю вывод о правильности (ложности) предположения.
-
Соотношу полученные результаты с поставленной целью.
-
Формулирую выводы: описываю «новое знание» («теперь знаю, что...», «в ходе...выяснил (а), что...»).
Пример
Задание по русскому языку из курса 2 класса. Подводим учеников к новому правилу «Написание слов с непроизносимым согласным в корне слова».
Спиши группы слов. Выдели корень в родственных словах.
-
грусть, грустить, грустный
-
свист, свистеть, свистнуть
-
весть, известие, известный
-
Звезда, звездопад, звездный
Запиши с помощью транскрипции, как ты произносишь последнее слово в каждой строке. На что следует обратить внимание при написании таких слов? Подчеркни букву, которой обозначен непроизносимый согласный звук.
Исследуем скрытые свойства объекта, наблюдая за языковым материалом. Действия в соответствии с алгоритмом:
-
Находим в словах корень. Устанавливаем, правильно мы его определили в предложенных словах или нет.
-
Записываем с помощью транскрипции то, как произносится последнее слово в каждом ряду.
-
Обращаем внимание, есть ли расхождение в произношения корня и буквенной записи корня.
-
Подчеркиваем букву, которой обозначен непроизносимый согласный звук.
-
Смотрим, между какими звуками оказывается непроизносимый согласный.
-
Делаем вывод о том, какие сочетания звуков в середине слова являются «опасным местом».
Моделирование
Моделирование — уход от репродуктивного обучения (когда вначале изучается правило, а потом происходит натаскивание на применение этого правила). Теперь ребенок учится не глазами и ушами, а руками, и все возможные действия осуществляет путем моделирования.
Алгоритм
-
Выделяю отношение между объектами, указанное в задаче.
-
Выбираю изученную модель для решения задачи.
-
Соотношу полученный результат с целью.
Пример
Задание по математике из курса 1 класса. Представлено 5 портретов детей.
Положи столько фишек, сколько детей. Сколько фишек? Сколько детей?
Ученик считает количество детей и соотносит это с тем, сколько фишек ему понадобится, или же сразу выкладывает фишки на портреты. Усложнение задания: отметить фишкам разных цветов мальчиков и девочек (2 мальчика и 3 девочки).
Следует помнить, что сформированность УУД означает способность к самоконтролю (регулятивные УУД), гибкое критическое мышление (познавательные УУД), умение работать в команде (коммуникативные УУД), а также стремление к саморазвитию (личностные УУД).