Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения
Требования ФГОС для дошкольного и начального образования включают формирование познавательных действий, навыков сравнения, анализа, синтеза. Подобные действия непосредственно связаны с умением ориентироваться в пространстве. В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки. О том, в каких учебных действиях первоклассникам требуется работа с пространством и чему следует научить ребенка перед переходом в начальную школу, рассказала старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Елена Кочурова.
Задания в первом классе: почему детям нужно знать, где право, лево, верх и низ
Ориентируясь на УМК «Математика» для начальной школы В.Н. Рудницкой, разберем виды работ, в которых первоклассникам необходимы представления о пространстве.
1. Установление закономерностей, работа с фигурами
В первом классе дети много работают с фигурами: классифицируют их, группируют и располагают определенным образом.
Пример задания:
Как изменяет фигуру «машина»? Выложи слева фигуры, которые были введены в «машину». Назови фигуры парами.
Подобные задания предполагают, что ребенок уже знает, где лево и право, может определять отношение фигур в пространстве («Большой желтый пятиугольник был введен в машину слева, а справа из машины вышел маленький желтый пятиугольник»).
2. Работа с линейкой, вычисления
Движение по шкале линейки является в первом классе опорой сложения и вычитания. Важно, чтобы ребенок понимал структуру числового ряда: если мы идем в порядке увеличения, то каждое следующее число на единицу больше, чем число предыдущее. Кроме того, дети учатся рисовать по линейке отрезки: левой рукой держать линейку, правой делать чертеж.
Пример задания:
Сколько надо прибавить к каждому из чисел 9, 8, 7, 6, чтобы получить число 10?
3. Работа с таблицами
Решая задачи с таблицами ребенку нужно понимать расположение предмета одновременно и в столбце, и в строке – это тоже пространство.
Пример задания:
Маша разложила свои игрушки так, что они образовали 3 строки и 3 столбца.
Ответь на вопросы:
-
Какие игрушки расположены в средней строке? в среднем столбце? в верхней строке? в правом столбце? в левом столбце?
-
В какой строке мячик? В каком столбце ведерко?
-
Опиши расположение (назови строку и столбец) куклы, шишки, флажка.
-
Какая игрушка расположена в верхней строке и правом столбце? В нижней строке и среднем столбце?
4. Конструирование
Работа с разными деталями требует понимания, как они выложены на столе относительно друг друга, как их нужно передвинуть, чтобы сделать заданную фигуру. Неумение ребенка работать с танграмами – явный признак низкого уровня развития пространственного мышления.
5. Написание цифр
Знакомя учеников с написанием цифр, учитель показывает и рассказывает, откуда начинается движение, куда вести руку – что, разумеется, включает пространственные понятия. Например, цифра «2»: «От черной точки проводим линию вверх до верхней стороны клетки и поворачиваем вправо. Опираемся на правую сторону клетки, ведем линию, закругляем ее, и ведем линию на середину нижней стороны клетки. От этой точки рисуем хвост до правой стороны клетки».
6. Счет в столбик
Не секрет, что даже во втором классе, при работе с двузначными числами дети иногда путают алгоритмы сложения, вычитания: вычисляют слева направо. Именно пространственные представления позволяют запомнить и довести до автоматизма алгоритм вычисления в столбик.
7. Олимпиадные задания
Сложнейшие олимпиадные задания также требуют понимания алгоритмов вычисления.
Пример задания:
Поставь знак «+» между цифрами 2 9 3 7 4 6 0 8 1 5 так, чтобы получилась сумма, равная 432.
Как диагностировать понимание пространства у ребенка
Корпорация «Российский учебник» предлагает пособие «Педагогическая диагностика» для первого класса. Работа № 1, которую следует проводить в первые дни учебного года, включает задания на диагностику пространственного мышления. Рассмотрим одно из них.
Диктант: отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки, пятую закрасьте красным карандашом.
Цель: выявить умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий; умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); умение пересчитывать клеточки.
Готовим к школе играя
Пособие «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей 5-7 лет (автор Елена Кочурова) содержит игровые задания и рекомендации, призванные помочь родителям и педагогам развить у ребенка пространственное мышление. Приведем некоторые задания из пособия.
Игра «Влево, вправо»
Предложите ребенку встать в середине комнаты и выполнить команды: «Вытяни левую руку перед собой. Повернись налево. Опусти левую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Подними правую руку. Повернись направо. Опусти правую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Теперь, не поворачиваясь, сделай шаг влево, шаг вперед, шаг вправо и шаг назад».
Справа – слева, правее – левее, между
Расскажите ребенку о том, как важно знать пространственные направления и уметь отвечать на вопросы: что расположено левее (правее), слева (справа). Затем рассмотрите рисунки вместе с ребенком и предложите ему выполнить задания.
-
Ответь на вопросы: кто сидит справа от мальчика, слева от мальчика, между мамой и дочкой?
-
Ответь на вопросы: кто сидит правее медвежонка, левее лисенка, левее всех, правее всех, между зайчонком и лисенком?
-
Раскрась красным карандашом яблоко, расположенное слева от цветка, и зеленым карандашом – яблоко справа от цветка.
Толще – тоньше, шире – уже
Взрослый рассматривает пирамидки вместе с ребенком и просит его выполнить задания.
-
Скажи, какой из стержней пирамидок толще, а какой – длиннее. Ответь на вопрос: какие кольца можно надеть на толстый стержень пирамидки, а какие – на тонкий? Проведи линии к стрежням от колец, которые на них можно надеть.
-
Покажи, какая из дощечек короче, какая – тоньше и какая – шире.
Рисуем по клеткам
Предложите ребенку задание: нарисуй по клеточкам паровозик так, чтобы он двигался слева направо.
Смотрим на предметы спереди, сзади, справа, слева
Расскажите ребенку о том, что на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения. Если папа, мама, сын и дочка сядут с разных сторон квадратного стола и посмотрят на чайник, который стоит в центре, то каждый увидит чайник по-своему, со своей точки зрения. Каждый член семьи может рассказать, о том, какие детали чайника ему видны: виден ли носик или только ручка, видная ли ручка или виден только носик, вправо или влево смотрит носик чайника. Расскажите сами и попросите ребенка рассказать о том, как выглядят некоторые предметы с разных точек зрения: спереди, сзади, справа, слева. Предложите ребенку выполнить задание:
Художник нарисовал матрешку с четырех разных направлений: спереди, сзади, слева и справа. Эти направления на рисунке показаны стрелками. Назови направление, с которого выполнен каждый маленький рисунок.
Так, в процессе игровой деятельности ребенок осваивает важные навыки, которые пригодятся ему в первом классе.