Учебно-исследовательская игра «Знатоки Гражданской войны»
Уходили мы из Крыма среди дыма и огня.
Я с кормы всё время мимо в своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая, за высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная, что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы ожидали мы в бою.
Конь всё плыл, теряя силы, веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо — покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма я запомнил навсегда.
Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся в рамках изучения истории Гражданской войны в России и показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.
Задачи:
- создание условий для повышения мотивации к дальнейшему изучению истории Гражданской войны в России;
- организовать активную пропаганду грамотности в подростковой и молодежной среде в области знаний по истории России;
- создать условия для интеллектуальной, творческой самореализации подростков при изучении истории России, формирования критического мышления, умений выступать перед аудиторией,формулировать собственную точку зрения на исторические события.
Классы: 9 – 11
Количество участников:командыпо 5 – 7 представителей от каждого класса.
Условия организации и проведения:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- наличие современных технических средств и наглядности.
Необходимое техническое оборудование: проектор; ПК учителя; планшеты или ноутбуки для каждого члена команды, wi-fi, раздаточный материал, карандаши, фломастеры, ватман, фиксирующий материал, акустическая гитара.
Формы деятельности: соревнование по станциям (коллективная; парная; индивидуальная).
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
- Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
- Предметные: соотносить единичные исторические факты и общие явления на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений в период Гражданской войны и современности; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап.
1.1. К игре каждой команде необходимо подготовить:
- название команды в соответствии с темой игры «Знатоки Гражданской войны»;
- краткий девиз или слоган-приветствие от команды;
- отличительный элемент одежды;
- домашнее задание для прохождения одного из этапов игры.
Домашнее задание: артистично исполняют на выбор одну из предложенных песен о Гражданской войне в России [Приложение 8].
1.2. В целях контроля за качеством выполнения заданий, объективного выявления победителей игры из числа учителей истории и обществознания формируется группа «экспертов». На каждом этапе находится эксперт, который осуществляет справедливое судейство и фиксирует результаты команд.
2. Содержание учебно-исследовательской игры «Знатоки Гражданской войны».
Учебно-исследовательская интеллектуальная игра проводится в форме игры по станциям, на которых команды выполняют тематические познавательные задания.
2.1. Общее построение команд: командиры сдают группе «экспертов» рапорты о готовности команд, приветствие каждой команды (презентация названия и девиза). Организаторы сообщают о правилах поведения участников в игре и об условиях игры:
На каждом этапе команда получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 20 баллов, в зависимости от этапа). Максимальное время на выполнение заданий на этапах 10 минут. За превышение контрольного времени команде начисляются штрафные баллы;
- Команде могут быть сняты баллы за нарушение правил поведения участников в игре.
- После этого каждая команда получает маршрутный лист и допускается к игре.
2.2. Этапы (станции) реализации учебно-исследовательской игры «Знатоки Гражданской войны»:
- 1-й этап – Шифровка войны. Команда просматривает видеоролик «Вступление» и выполняет задание, предложенное экспертами (разгадывает ребусы и филворд [Приложение 1]. Каждому разгаданному слову необходимо дать определение. Только в этом случае команда получает бал за каждое слово). Максимальная сумма: 20 баллов)
- 2-й этап – Лица войны Командапросматривает видеоролик «Начало Гражданской войны» и выполняет задание, предложенное экспертами (необходимо правильно соотнесите биографии полководцев с их фотографиями [Приложение 2]). За каждое правильное совпадение команда получает 1 балл. Максимальная сумма: 12 баллов;
- 3-й этап – Карта войны Командапросматривает инфографику «Борьба за власть» и выполняет задание, предложенное экспертами (необходимо правильно определить обозначение из легенды карты [Приложение 3]). За каждый правильный ответ команда получает 3 балла. Максимальная сумма: 18 баллов;
- 4-й этап – Мифы войны. Командапросматривает видеоролик «Особенности Гражданской войны в России» и выполняет задание, предложенное экспертами (подтверждает или опровергает предложенное высказывание при помощи своих аргументов [Приложение 4]). За каждый правильный ответ с аргументацией команда получает 10 балла. Максимальная сумма: 20 баллов
- 5-й этап – Пропаганда войныКомандапросматривает инфографику «Жизнь и смерть» и выполняет задание, предложенное экспертами (сортирует две группы агитационных плакатов [Приложение 5]: «за Красных» и «за Белых»). За каждый правильно отсортированный плакат команда получает 1 балл. Максимальная сумма: 20 баллов
- 6-й этап – Кластер войны. Командапросматривает видеоролик «Исход Гражданской войны» и выполняет задание, предложенное экспертами (Команда заполняет пустые места в кластере и в схеме «Гражданская война в России» [Приложение 6]). За каждый правильно заполненный пропуск команда получает 1 балла. Максимальная сумма: 15 баллов.
- 7-й этап – Лента времени войны. Командапросматривает видеоролик «Гражданская война в России. Хроника событий» и выполняет задание, предложенное экспертами (пользуясь предоставленной справочной информацией составляют ленту времени «Гражданская война в России» [Приложение 7]). За каждое правильно нанесённое на ленту времени событие команда получает 1 балл. Максимальная сумма: 20 баллов.
- 8-й финальный этап – Песни войны. Команды собираются все вместе и демонстрируют подготовленное домашнее задание (домашнее задание: команда исполняет одну из предложенных заранее [Приложение 8] или собственного сочинения песен о Гражданской войне в России). Максимальная сумма: 20 баллов;
2.3. Общее построение команд: подведение итогов выступления команд экспертами, награждение, фотографирование. Команды, занявшие 1,2,3 места, определяются жюри по сумме набранных баллов по итогам всех этапов игры. Пока эксперт подводят итоги, среди команд проводится заключительный этап анализа и рефлексии.
Правила поведения участников в игре.
- Игроки должны соблюдать правила техники безопасности и правила передвижения по территории центра.
- Участники команды должны соблюдать правила работы в группе: доброжелательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощь, поддержка.
- Запрещается срывать, маскировать, менять расположение заданий для других команд. За невыполнение этого пункта команда дисквалифицируется.
- В случае необходимости команда обращается за первой помощью в медицинский пункт школы
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.