У каждого своя правда или правда бывает только одна?
Классный час проводится для обучающихся 11 классов, после изучения данной темы на уроках истории. Так как тема сложно воспринимается обучающимися с позиций духовно-ценностных характеристик, мною была выбрана форма проведения кл. часа – «круглый стол» с целью достижения не разногласия, а единства восприятия участниками мероприятия данных исторических фактов. Понимания того, что рассматривать события гражданской войны необходимо с разных сторон, стараться понять действия и мотивацию всех участников исторического события. По каждой проблеме ребята делают промежуточные выводы .И важное – ребята должны прийти к пониманию единства и сплочённости нашего народа.
Цель мероприятия –формирование ценностно– смысловой ориентации у подростков , на примере событий гражданской войны, современных проблем, умение выделять нравственные аспекты и моральные нормы
Задачи мероприятия
- определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения
- развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения
Планируемые результаты: сформировано умение выслушивать и понимать позицию собеседника, толерантное поведение и гражданская позиция
Подготовительная работа – Ребята получили задание ,повторить пройденный материал на уроках истории , используя информационные технологии собрать информацию о роли «белых» и «красных» в гражданской войне– (документы, фотодокументы , статистические данные),современных явлениях гражданской войны в мире( международные документы, гос. документы, СМИ)
Оборудование: мультимедийная презентация, муз.оформление , раздаточный материал, флажки красного и белого цвета , ими будут пользоваться для очерёдности выступлений.
Эксперты: приглашены учителя.
Ход мероприятия
Звучит музыка « Есаул »– И. Тальков
Вступительное слово учителя. 100 лет назад наша страна оказалась в состоянии Гражданской войны.
Гражданская война стала конечным итогом кризиса, возникшего в ходе революционных действий. Это событие является не только следствием политических противоречий: жизнь простого народа в России всегда была омрачена бедственным тяжелым положением, народ до крайности довел царский режим, классовое неравенство, участие в Первой Мировой войне.
На фоне смены власти и установления новых порядков и правил обязательно должны были найтись люди, которых новшества совсем не устраивали, они всем своим видом показывали, что прежняя жизнь им более близка по духу, нежели советские кардинальные преобразования.
Учитель: ребята, давайте вспомним причины , участников и этапы гражданской войны
Выступления учащихся – кратко характеризуют
Слайд– 2
Актуальность и проблема темы
Учитель:давайте обратимся к выдержке из выступления -
(Профессор Московского Педагогического государственного университета, доктор исторических наук Василий Цветков. )
— Была ли война неизбежна?
— Сама по себе гражданская война, братоубийственная война, междоусобная война, как ее тогда называли, не была неизбежностью.
Действительно и сейчас в историографии существуют вопросы на которые сложно ответить.
– Как нам примирить в своих головах «красных» и «белых»?
– Какие уроки той войны нужны России сегодня?
– Почему это непростое для нашей страны время мы ,поколение 21 века не должны забывать?
Слайд– 3
Учитель – ребята , я предлагаю за основу нашей работы « круглого стола» взять тезисы Владимира Мединского –( Мифы о революции и гражданской войне.)
– Осознание факта общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войны.
– Уважение к памяти героев обеих сторон Гражданской войны, искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в военных преступлениях.
– Осуждение идеологии террора как политического инструмента (как революционного террора, так и контрреволюционного).
– Понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных союзников, в том числе в политической борьбе.
Слайд – 4
Учитель: давайте обратимся к фактам общественного раскола ( на примере участников событий ).
Выступление учащихся – В Гражданской войне воевали не только «красные» и «белые». В антисоветском , антибольшевистском лагере часть политических противников Советов действовала под единым эсеро-белогвардейским флагом, часть — только под белогвардейским.
Большевики имели более прочную социальную опору, чем их противники. Они получили решительную поддержку рабочих городов и деревенской бедноты. Была и третья сила – «зеленые». Кандидат исторических наук Руслан Гагкуев так обозначил события тех лет: «В России жестокость гражданской войны была обусловлена сломом традиционной русской государственности и разрушением вековых устоев жизни.»
"Зелёное" движение в годы Гражданской войны – это массовые выступления крестьян, направленные против основных претендентов на захват власти в стране – большевиков, белогвардейцев и иностранных интервентов. Как правило, руководящими органами государства они видели свободные Советы, сформированные в результате независимого волеизъявления всех граждан и чуждые любым формам назначения сверху. Своими противниками они объявили как большевиков, так и лидеров белого движения А. В. Колчака и А. И. Деникина, борьбой против реакции слева и справа
Вывод– Данное событие является противостоянием одной политической силы другой. На сторонах обоих противников было задействовано огромное количество людей, обоими армиями управляли талантливые военачальники, которые хотели утвердить на их взгляд интересы , устраивавшие население нашей страны.
Слайд – 5,6
Учитель: в эту кровопролитную войну было втянуто всё население нашей страны, которое поддерживало « красных или белых».
– Но мы с вами должны понять чего хотели эти две силы , какие цели они ставили перед собой?
– Давайте проведем краткий экскурс в официальную идеологию «белого» движения в 1918-1920 годах и рассмотрим некоторые документы(Декларация Добровольческой армии 14.04.1918 г.,приказ за № 175 главнокомандующего белых войск на Юге России генерала А. И.Деникина, конституция Корнилова)
(Приложение -1,2)
Слайд – 7,8
Выступление учащихся– кратко характеризуют документы и делают вывод
Вывод– несмотря на наличие демократических идей сторонники белого движения говорят о непримиримой борьбе с большевиками, что явно выражает их политические интересы.
Слайд -9
Учитель: давайте выясним ,какие цели ставили перед собой большевики? Для этого обратимся к выдержкам из КОНСТИТУЦИИ (Основной Закон) РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ,принятой V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года , а также вспомним систему чрезвычайных мер, экономических и политических, известных как “политика военного коммунизма” (приложение -3)
Слайд– 10
Выступление учащихся –большевики основной задачей выдвигают уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах
Основные положения этой политики:
- национализация всей промышленности;
- централизация управления экономикой;
- запрет частной торговли;
- свертывание товарно-денежных отношений;
- продовольственная разверстка;
- уравнительная система оплаты труда рабочих и служащих;
- натуральная оплата труда рабочих и служащих;
- бесплатность коммунальных услуг;
- всеобщая трудовая повинность.
Вывод – Последствиями политики “военного коммунизма” стало углубление экономической разрухи, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Однако именно такая политика во многом позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и выиграть Гражданскую войну.
Слайд– 11,12
Учитель. Ребята, а что на ваш взгляд способствовало усилению противодействия двух сторон ? Делало эти две силы непримиримыми?
Выступление учащихся – массовая незаконная расправа с политическими противниками была свойственна в годы Гражданской войны и красным, и белым. Противостояние сил носило жесткий кровопролитный характер, с той и другой стороны имелись многочисленные примеры бесчеловечной расправы с противником.
Вывод – Политика красного и белого террора носила бесчеловечный характер с обеих сторон.
Слайд– 13
Учитель. В народной культуре мы можем так же найти отражение событий 1918-1922г.г. Почему солдаты Красной армии пели частушку «Мундир английский».
И о какой так называемой «интервенции » упоминается в историографии событий гражданской войны ?
Слайд -14
Выступление учащихся – события 1918–1920-х годов именовались не просто «Гражданская война»,а «Гражданская война и военная интервенция».
Третьей силой были страны –Англия, Франция, США, Япония.
В конце декабря 1917 года, представители Франции и Великобритании Жорж Клемансо и Роберт Сесиль подписали тайную конвенцию о разделе юга России на сферы интересов и районы будущих операций британских и французских войск.
Слайд -15– 17
Учитель. Вряд ли при таких масштабах внешнего вмешательства уместно называть войну просто гражданской. Если бы не «западные партнеры», сколько продлилось бы противостояние в России? Скольких жертв мы могли бы избежать? Заключение англо-французской конвенции стоит в одном ряду с таким «славным» деянием западных демократий, как подписание Мюнхенского соглашения 1938 года, по которому они выдали демократическую Чехословакию на растерзание Германии, Польши и Венгрии, что стало прологом Второй мировой войны.
– Давайте обратимся к событиям 21 века на Украине , где происходит гражданская война.
(документальный фильм ,маски революции)
– Как вы охарактеризуете данные события?
Выступление учащихся– Это можно назвать гражданской войной и здесь также чётко наблюдается вмешательство в суверенные дела Украины со стороны иностранных государств.
Учитель: мы снова возвращаемся к проблеме , поставленной в начале нашей работы
– Какие уроки той войны нужны России сегодня?
– Почему это непростое для нашей страны время мы ,поколение 21 века не должны забывать?
Слайд -18
Высказывания учащихся– 21 век это не только время глобализации и единения мировых систем , но и время когда определенные силы хотят разрушить мир и внести конфликты и хаос в современные национальные отношения, которые могут привести народы к новым войнам. Гражданская война в России стала для людей очень тяжелым испытанием. Во многих источниках историки называют ее «братоубийственной». События на Украине –это та же «братоубийственная » война.
И из событий 1918-1922г.г. и 2014г. мы должны извлечь для себя главное –
Главный урок, о котором мы всегда должны помнить – это то, что ни одна идеология, даже самая либеральная или консервативная, не может оправдать убийства и насилия во всем мире! Страна будет сильной тогда , когда народ един!
Слайд-19
Учитель: закрывая наш «круглый стол» я бы хотела привести слова президента нашей страны В.В. Путина , произнесённые в День Национального Единства : «Наша сила – в верности традициям народного единства, верности той высшей свободе, которую обретает человек, присягая родине, в верности той любви к ней, которая не приходит по приказу. Она в наших сердцах". И если мы будем помнить о истории нашей страны , понимать ,что только единство и сплочённость сохранят мир мы сможем избежать ошибок и не допустить их в будущем!
Слайд– 20
Звучит песня – Россия
Слайд 21
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.