Твой выбор. Элективное занятие.
Предмет и тема элективного занятия |
Электив по обществознанию. Твой выбор. 2часа. Учитель истории высшей категории Почетный работник общего образования РФ Победитель нац. Проекта 2006г.Коленченко Елена Миргасимовна |
||
Возрастная категория |
9– 10-11 класс, 14-17лет |
||
Степень вовлеченности |
Основная часть аудитории имеют общее представление о благотворительности и волонтерстве, общие сведения по истории благотворительности в России; группа школьных волонтеров |
||
Цели и задачи занятия |
Цель – вызвать интерес к волонтерской деятельности, позитивно повлиять на выбор жизненных ценностей учеников. Задачи: 1) расширить знания учащихся об истории благотворительности в России и Нижегородском крае, шире раскрыть понятия «благотворительность», «милосердие», «волонтёрство», добровольчество, и др.; 2) воспитывать гуманность, бескорыстие, чувство сострадания, ответственность, стимулировать социальную активность; 3)познакомить с деятельностью волонтерского отряда Гимназии и мотивировать на активное участие |
||
Эпиграф занятия |
Зигфрид Ленц: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» |
||
План занятия |
1. История благотворительности и волонтерства. 2. Презентация волонтерского отряда «Доброе сердце» Гимназии «№1» 3. Практикум 4. Анкета (рефлексия) 5. Мой личный план добра и творческие задания по выбору. |
||
Личностно значимая проблема занятия |
Волонтерское движение – важнейший элемент современного общества, способствующий становлению личности, формированию милосердия, толерантности, нравственных качеств, патриотизма, воспитывает активную гражданскую позицию |
||
методы и формы |
Методы: наглядный, практический Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
||
Оборудование |
Столы расставлены в полукруг, подготовленные для групповой работы. На столах материалы для составления кластера, для практической работы. На доске тема, эпиграф, основные понятия. Стенд с фотографиями известных благотворителей России и Нижегородского края. Презентация деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце». |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Учатся работать с понятиями; высказывать собственное мнение, суждения, приводить примеры, аргументы из истории и социальной жизни; расширяют знания об общественной жизни |
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения практических задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают и отвечают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют цели, составляют план и последовательность действий |
Умения дать нравственно – этические оценки. Умения решать проблемы, делать выбор. Формирование личностного самоопределения.
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА занятия
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
I. Мотивация |
Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся |
Вводное слово учителя: 5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев или День волонтёров, учреждённый по инициативе ООН в 1985 г. Как вы думаете, почему? Обращает внимание учеников на эпиграф занятия. -организует формулировку темы и цели занятия учащимися |
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, формулируют тему и цели занятия вместе с учителем |
II. Актуализация знаний
|
1.Обсуждение понятий сострадание, милосердие, благотворительность добровольчество, волонтерство |
Учитель: 1.Как вы понимаете эпиграф нашего занятия? 2.Организует беседу по понятиям темы: как вы понимаете эти понятия? Чем они отличаются? приведите примеры из истории и личного опыта. 3.Подводит учащихся к ясному и глубокому пониманию этих понятий.
|
Аргументировано отвечают на вопросы, формулируют свое понимание понятий, рассуждают, высказывают собственное мнение по поводу эпиграфа и понятий по теме, приводят факты проявления. Составляют и демонстрируют кластер «Благотворительность», «Добровольчество» (см. приложение 5) |
2. Выступления учеников с сообщениями. Благотворительности и волонтерство в России и Нижегородском крае (приложение 1-3) |
1.Учитель организует выступления и обсуждение учеников, предлагает подумать над вопросами: Какие качества русской души проявляют благотворители и меценаты? Что лежит в основе их деятельности? Каков портрет русского благотворителя? Какие черты характерны для современного благотворителя? Чем волонтер отличается от благотворителя? Учитель предлагает практикум и задания по группам: выделить, сравнить черты благотворителей, волонтеров. Учитель подводит итог: У каждого из нас есть свобода выбора быть равнодушным или отзывчивым, активным членом общества, как и на что потратить себя в этой жизни. Любой из нас имеет возможность добровольно посвящать свое время, способности, энергию другим без вознаграждения. Добровольчество – это основа гражданского общества демократической страны. |
1.Выступления учеников по заранее подготовленным темам (СМ. Приложение 1-3): А) История благотворительности в России; Б) Благотворительность в Нижегородском крае; В) Волонтерство. 2. Ученики слушают и обсуждают новую информацию, задают уточняющие вопросы. 3. Отвечают на вопросы, называют качества русской души: уважение к людям, милосердие, миролюбие, бескорыстие, широта и открытость души, щедрость, отзывчивость, сердечность умение сопереживать. В основе их стремлений, поступков – желание творить добро. 4.Практикум: 1 Группа А выделяет черты российского благотворителя 19в. Группа Б черты современного благотворителя, Группа В. основные черты волонтера, сравнивают и называют общие черты.
|
|
3.Практический этап |
1.Презентация деятельности волонтерского отряда «Доброе сердце» Гимназии №1 (см. приложение) «Мы волонтеры. Кто с нами?» |
Учитель: сегодня у нас есть возможность познакомиться с деятельностью волонтерского отряда нашей школы.
1.Предлагает ученикам «Свободный микрофон»: каждый ли может стать волонтером? |
1.Группа школьных волонтеров «Доброе сердце» презентуют свою деятельность и отвечают на вопросы. 2. Учащиеся смотрят презентацию (см. приложение) слушают выступления волонтеров, высказывают свои суждения, задают вопросы: зачем вы пришли в волонтерство, зачем вам это нужно? Высказывают мнение о добровольчестве. |
2.Практикум в группах по заданиям |
2.Организует практическую работу учащихся в группах по заданиям. 3. Комментирует и подводит итоги выступлений групп: В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой нуждающимся в этом людям или обществу в целом. История добровольчества в России еще пишется, и каждый из нас, сделав выбор, может сделать мир лучше, выделив часть своего времени для работы добровольцем.
|
2.Работают в группах: Группа А. Моя мотивация волонтерства. Изучить перечень мотиваций волонтерства, выбрать и обосновать 5 наиболее существенных для вас. (см. приложение 4). Группа Б. «Волонтерами не рождаются, а становятся..» Как стать волонтером? Какие шаги нужно предпринять для этого? Размышляют на тему и разрабатывают основные шаги к волонтерству. (приложение 7) Группа В. ( волонтеры): 1.Подготовить план сочинения о деятельности школьных волонтеров на областной конкурс. 2.Разработать план районного форума волонтерских отрядов «Мы –волонтеры. Кто с нами?» (см.приложение 8) 3.Группы представляют результаты практикума. |
|
4этап. Рефлексия |
Обобщение |
Итак, мы разобрались с понятиями «благотворительность», «добровольчество», "волонтёрство" и "волонтёр". Узнали о практической деятельности школьного отряда «Доброе сердце», разобрались, какими качествами обладают волонтёры и что нужно, чтобы стать волонтёром. Вы можете сделать выбор! Подумайте! Предлагает ответить на вопросы анкеты. |
Заполняют анкеты (см. приложение 6) |
Домашнее задание |
|
1.Разработать «Мой личный план добрых дел» и по желанию представить 2.Сочинение на областной конкурс «Добро плюс воля равняется добровольчество» (приложение 9) 3.Положение о районном волонтерском форуме. 4.Создание виртуального музея «История благотворительности» |
Выбирают задания, задают уточняющие вопросы. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.