Творительный падеж имён существительных. Русский язык. 4 класс. Разработка урока
УМК «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Аннотация
Урок русского языка "Творительный падеж имен существительных" разработан для учащихся 4 класса, в соответствии с учебной программой по русскому языку. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок поможет не только обобщить знания учащихся по изученной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание, благодаря использованию игровой технологии. Используемые приёмы и методы способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала.
Уровень: общеобразовательный класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цели:
- Образовательная: уточнить и расширить знания детей о творительном падеже, научить учащихся правильно писать окончания имен существительных в творительном падеже.
- Развивающая: развивать умение распознавать падежи, формировать умение определять творительный падеж по его признакам и использовать в устной и письменной речи; самостоятельность, внимание.
- Воспитательная: прививать чувство прекрасного в окружающей среде.
Задачи урока:
- Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
- развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
- воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: физминутки.
Оборудование: перфокарты, таблица, учебники, тетради.
Структура урока
1. Организационный момент
– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Минутка чистописания
ччч чт чл че члч черный
3. Словарная работа
П…ртрет, ж…лтый, б…бл…отека, бер…г, пр…красный, г…р…зонт, в…зде, т…перь, д…рога, с…йчас, г…зета.
Взаимопроверка.
– По каким признакам можно разделить слова на группы?
4. Орфографическая минутка
На доске столбики слов. Учитель задает вопрос к каждому столбику. Учащиеся выбирают правильный ответ (один) и отмечают его номер в перфокарте. После выполнения всех заданий полученные точки соединяют линией.
– В каком слове не пишется ь? |
– В каком слове нет непроизносимой согласной? |
– В каком слове пишется ь? |
– В каком слове пишется одна буква н? |
– Назовите имя существительное. |
1. ноч… |
1. чудес…ный |
1. об…яснил |
1. длин…а |
1. морозный |
2. доч… |
2. радос…ный |
2. под…езд |
2. длин…ый |
2. холодный |
3. мыш… |
3. грус…ный |
3. п…ет |
3. осен…ий |
3. заморозит |
4. печ… |
4. звез…ный |
4. под…езжали |
4. утрен…ий |
4. подует |
5. луч… |
5. ненас…ный |
5. с…емка |
5. медлен…о |
5. мороз |
Проверка: учащиеся поднимают листок с рисунком
Дополнительные вопросы:
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Назовите слова с приставками.
- Назовите однокоренные слова. Выпишите их и разберите по составу.
Определите часть речи.
5. Работа над темой урока
– В каком столбике записаны все имена существительные?
Что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? Назовите падежи с вопросами.
1) – Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже творительном.
Что там долго говорить,
Вот решился я … творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник! Я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
– О каком падеже пойдет речь на уроке?
– Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным». Творительный падеж – это падеж-трудяга.
– С тем, – заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
– Труд учеников – учёба в школе и дома.
– Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.
2) Составьте простые предложения так, чтобы инструмент стоял в Творительном падеже.
Например:
Дрова рубят топором. Мама работает поваром.
Творительный падеж связан с работой, с профессией, а еще с местом: полем, лесом, деревней…
3) Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях.
– Журавли покружились над родным болотом и потянулись к югу.
– Какое слово употребили в творительном падеже? Докажите.
Составьте словосочетания. Какой еще вопрос можно задать к существительному в творительном падеже? (где?)
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.
– Какой предлог употребили? Прочитайте в учебнике, какие еще предлоги употребляются с творительным падежом?
4) Работа в парах.
Вставьте нужные предлоги, определите падеж.
- Летели … пашней.
- Потемнело … грозой.
- Жил … Москвой.
- Си дел … Таней.
- Погоня … лисицей.
5) Самостоятельная работа с.48 упр.114 (1-е предл.)
Взаимопроверка.
6. Работа над правильной речью
Просклонять слово «мох». Работа в парах.
Жил старичок-моховичок,
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенки из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мху он жил и не тужил,
Он мхам «спасибо» говорил…
– В русском языке два варианта склонения слова «мох» – укрывался (чем?) мхом и мохом.
7. Итог урока
– Что узнали о творительном падеже?
Рефлексия
Покажите свое настроение на уроке смайликами.