Тропою героев (заседание клуба, посвященное памяти о ВОВ)
Цель: прививать любовь и уважение к родине и к старшему поколению.
Задачи:
- воспитывать патриотизм, уважение к подвигу народа, готовность к подвигу;
- развивать творческие способности, память, внимание;
- расширять кругозор обучающихся о ВОВ.
Форма организации: заседание клуба «К истокам».
Ход мероприятия
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать всех на очередном заседании клуба «К истокам». Сегодняшняя наша встреча отправит нас к истокам памяти, памяти о подвиге, памяти о Победе, памяти о Великой Отечественной войне. Ученики 1-А класса приглашают всех пройти «Тропою героев».
– А что такое тропа?
– А кто такой герой?
Тропа героя у каждого своя, но все они вели к Победе. Сегодня мы познакомимся всего с тремя такими тропками. Эти тропы когда-то прошли предки наших первоклассников.
Что ж, повернем время вспять. На календаре 22 июня 1941 года, теплый летний воскресный день. Посмотрим на него глазами тех, кто жил в то время.
Год 1941 – июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
Звучит стихотворение Булата Окуджавы:
Июнь… Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих не ведающих горя.Июнь: Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м мае.Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие биноклиТакою все дышало тишиной.
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(Под мелодию вальса, девочки кружатся и смеются, музыка обрывается и звучит голос Левитана, объявляющий о начале войны. Выступающие замирают, слушая объявление. Затем под звуки песни «Священная война» уходят в зал.)
– Это было начало войны. Это был первый день. Это было очень давно.
Отрывок из стихотворения Бориса Слуцкого «Орденов теперь никто не носит…»:
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано.
Может быть увидено в кино,
Может быть в романе вычитано.
Отрывок из песни Рафаила Хозака на слова Евгения Аграновича «Вечный огонь»:
От героев былых времен
Не осталось порой имен,
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой,
Нет в России семьи такой
Где не памятен свой герой
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд.
Для ребят, что сейчас растут
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть
Ни с пути свернуть.
– И сегодня мы вспомним героя, чьи глаза глядят на нас с увядшей фотографии.
Тропа первая
Это прапрадедушка Василенко Димы. Чудом сохранившееся военное фото. Скупые архивные данные. Букреев Петр Андреевич. Год рождения-1910. Старший сержант. Убит 18 февраля 1944 года. Первичное место захоронения: Ленинградская область, Поддорский район, деревня Самбатово.
– Так мало можем мы рассказать об этом человеке! Но пока в семье хранится эта фотография, пока живы воспоминания, мы знаем, что Петр Андреевич прошел своей геройской тропой не зря, ведь родные помнят о нем, хранят память для следующих поколений.
– Страшная война. Жестокая война. Следующая страничка нашей встречи познакомит нас с математикой Великой отечественной войны. Война в цифрах.
- 4 года
- 1, 418 дней
- 26600000 погибших людей.
- 22 человека на каждые 2 метра земли. 13 человек в каждую минуту.
- Юные солдаты! В день начала войны им было по 17 – 20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100!
- 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
- 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
- 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
- От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года, 1418 дней.
Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.
(Звучит песня «Что знаем мы о войне?»)
Тропа вторая
Это прадедушка Специального Вани. Березин Виталий Егорович. Фотографии с войны с ценными собственноручными подписями героя. Разведчик. Западный фронт. Нарва. Прага. Достаточно короткая жизнь: 6 ноября 1924– 2 февраля 1974. Всего 5о лет. Но в них настоящая военная трагедия семьи Березиных. Отец Виталия Егоровича работал на Енакиевском металлургическом заводе, когда фашисты на заводе согнали людей в газовую камеру, папа героя был там. Отравление газом не прошло бесследно. Родители Виталия Егоровича умерли. А 5 детей Березиных пошли своими военными тропами. Виталий воевал. Сестры (1926 и 1927 года рождения) угнаны в Германию. Младшие (1934 и 1936 года рождения) оказались в детском доме. Война принесла в эту семью много горя.
– Каждый из семьи Березиных достоин, чтобы мы о них помнили, хоть та война давно осталась в прошлом.
Вечная слава, героям, павшим за Родину!
Всем, за Отчизну жизнь отдавшим,
Всем, не вернувшимся домой,
Всем, воевавшим и страдавшим,
Пусть все замрет в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним вас, отцы и деды,
И наша Родина вас чтит!
(Звучит песня «Давным-давно была война…»)
Тропа третья
Прадедушка Крамской Насти. Гаврилей Анатолий Федорович. Фотографии, автобиография, датированная 1 октября 1969 года. Записанные воспоминания. Родился 20 апреля 1924 года, умер в декабре 2012. На фронт ушел юношей. Кавказ, Крым, Венгрия, Польша, Чехословакия. Бои, ранения…Ордена, медали…Работа забойщиком. Герой войны, герой труда. Общественная деятельность. Встречи со школьниками. И пожелание детям сквозь годы: «Будьте хорошими детьми для своих родителей. Уважайте родственников. Уважайте людей других национальностей. Дружите между собой. Учитесь, чтобы приносить пользу Родине!»
– Три героя. Три тропы. Три судьбы. Они так отличаются, но они так похожи. Они все вели к Победе. Всех их мы помним. Потомки их учатся в нашей школе. Наверное, каждый из присутствующих может рассказать о таких же геройских тропках. К сожалению, тропки наших героев уже оборвались, но они не зарастут, пока жива наша память о героях былых времен. Почтим светлую память героев минутой молчания.
К каким бы славным датам
Не приближали нас года,
Весны рожденной в 45-м,
Мир не забудет никогда.
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный войн
Не звучит над моей головой.
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
– Май… Весна и Победа…Весна и Труд… Весна и Мир... Майский ветер, ветер Победы. Он шепчет над нами. И мы слышим его наставления: « Для тех, кто будет жить после нас, мы должны сохранить память о героях, память о войне. Для тех, кто уже ушел навсегда, мы должны сохранить День Победы. Для себя и для ушедших, и для будущих поколений мы должны сохранить нашу Землю, мы должны хранить мир.»
– Сегодня мы говорим о памяти, о войне, о мире, о тропах героев. Наверное, никто не может говорить об этом так честно и понимающе, как наши сегодняшние донбасские ребятишки, дети войны…
(Звучит песня «Кровь никогда не смоется…»)
– Детям нужен мир, ведь…
Мир — это утро, которое наполнено светом и надеждой. Мир — это цветущие сады и колосья пшеницы. Мир — это звук работающих тракторов и комбайнов в поле. Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой отражается солнце. Мир — это жизнь.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.