Треугольники
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с видами треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) и различение их на рисунке. Отработка вычислительных навыков.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с видами треугольников по видам углов: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.
Формировать представление учащихся о равностороннем треугольнике.
Формировать умение определять вид треугольника.
Формировать умение определять указанный вид угла в треугольнике.
Формировать умение различать треугольники разных видов на рисунке и называть их.
Закреплять умение определять вид угла: прямой, острый, тупой.
Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
Закреплять умение вычислять периметр треугольника.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание с опорой на состав двузначных чисел.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, пространственные представления учащихся.
Способствовать развитию математической речи учащихся.
Виды деятельности
Определение вида треугольника на рисунке
выделение на рисунке треугольника указанного вида среди других фигур
установление соответствия между треугольником и его названием
определение указанного угла в треугольнике
выбор правильного ответа из предложенных вариантов
выполнение сложения однозначных чисел с переходом через десяток
вычисление периметра треугольника.
Ключевые понятия
- Виды треугольников по видам углов: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; равносторонний треугольник; периметр треугольника.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация представления о треугольнике. Учащиеся рассматривают фигуры на рисунке, определяют их названия (угол, треугольник, ломаная) и отмечают номера фигур, которые являются треугольниками. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Задание направлено на развитие речи, способствует обогащению словарного запаса. Учащиеся читают значения слов, связанных с числом три. Повторение определения треугольника. Можно предложить детям найти в словаре слова, содержащие слово «три», подготовить объяснение этих слов и подходящие иллюстрации. Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения определять прямой угол на рисунке. Предложить учащимся объяснить слова «хотя бы один» (один и более). Рассмотреть фигуры на рисунке и распределить их на две группы двумя способами: 1) треугольники и четырёхугольники; 2) фигуры, у которых есть прямой угол и фигуры без прямых углов. Отметить фигуры, имеющие хотя бы один прямой угол и назвать их (треугольник, квадрат, четырёхугольник). Можно уточнить, сколько прямых углов в каждой из этих фигур: один — в треугольнике, два — в четырёхугольнике, четыре — в квадрате. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Знакомство с видами треугольников. Определение вида треугольника на рисунке. Вычисление суммы чисел, записанных на треугольниках одного вида. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся читают варианты определения треугольника указанного вида и заканчивают предложение, выбрав один из трёх вариантов ответа. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся пытаются начертить треугольник с двумя прямыми углами и в ходе практической деятельности приходят к выводу, что в прямоугольном треугольнике может быть только один прямой угол. Задание способствует пониманию того, что в прямоугольном и тупоугольном треугольниках обязательно есть острый угол. Необходимо чётко развести понятия «острый угол» и «остроугольный треугольник»: острые углы есть в любом треугольнике, но остроугольным называется треугольник, у которого все углы острые. Работа с интерактивным заданием. Задание способствует формированию умения различать на рисунке треугольники разных видов. Учащиеся называют вид каждого из изображённых в ячейках таблицы треугольников и закрашивают только прямоугольные треугольники. Можно ответить на дополнительные вопросы, характеризуя расположение фигур в таблице. Для обозначения строки дети используют слова «верхняя», «средняя», «нижняя», для столбца — «левый», «средний», «правый». «В какой строке и в каком столбце находятся прямоугольные (остроугольные, тупоугольные) треугольники? Какой треугольник расположен в нижней строке, в среднем столбце?» Полезно выполнить этот задание в парах — один ученик задаёт вопрос, другой — отвечает на него, затем они меняются ролями. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Задание направлено на знакомство с понятием «равносторонний треугольник». Учащиеся с помощью угольника определяют, что у равностороннего треугольника все углы острые, значит, он является остроугольным. Работа с интерактивным заданием. Закрепление понятия «равносторонний треугольник» и умения находить периметр треугольника. Учащиеся рассматривают треугольники на рисунке и определяют, что все изображённые треугольники являются равносторонними (все стороны треугольников равны). Объясняют, как найти периметр треугольника, вычисляют устно периметр каждого из треугольников и отмечают треугольник с периметром, равным 18 см. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Распределение треугольников по видам: тупоугольные, прямоугольные и остроугольные. После выполнения задания можно предложить ученикам найти в каждой группе треугольник с двумя равными сторонами и назвать его цвет. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Обобщение представления о видах треугольников. |