«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»: 5 самоотверженных пар в русской литературе
14 февраля все книголюбы мира празднуют День дарения книг. С особым трепетом и любовью рассказываем о книжных парах, придуманных русскими писателями. История любви в русской литературе — почти всегда драма. Герои проходят череду препятствий, проблем, испытаний, и в сказку со счастливым концом суждено попасть не всем. Иногда это вопрос чести, иногда — жизни и смерти. «Образцовых» счастливых отношений между мужчиной и женщиной в книгах наших писателей немного. А те, что есть, даются героям не просто так.
Корни несчастливой любви проросли очень давно — еще в русской фольклорной традиции. Тем, кто не готов жертвовать собой, пройти духовные и нравственные муки, смиренно принимать все испытания на пути и бороться за свою любовь, не дано узнать счастья с любимым. Но сегодня вспомним литературные пары, у которых все сложилось по канонам русской традиции.
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Сказочная поэма «Руслан и Людмила» считается первой законченной поэмой Пушкина. А вдохновение он тогда почерпнул в том числе в русских былинах и сказочных преданиях. Испытания, которые выпадают на долю героев, суровы, но любовь стоит того, чтобы пройти их.Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы;
Но зла промчится быстрый миг:
На время рок тебя постиг.
С надеждой, верою веселой
Иди на все, не унывай;
Вперед! мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.
Все начинается с несостоявшейся брачной ночи — злой Черномор похищает Людмилу прямо из спальни. И вот доказательство того, что русская любовь — это готовность идти на жертвы, что душа прежде видит душу...
Руслан отправляется за любимой и знакомится со старцем, который и рассказывает ему о злом волшебнике Черноморе. После долгой череды испытаний Руслан все же попадает в великолепный дворец старого колдуна и находит свою возлюбленную, скованную магическим сном. Но соперник Фарлаф убивает Руслана и мчится со спящей Людмилой в Киев. И, как это часто бывает в сказках, к героям приходит помощник — старец, с которым познакомился Руслан. Для Людмилы он припас волшебное кольцо, которое способно пробудить ее ото сна, а самого Руслана спасает водой — живой и мертвой.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Из всей нашей подборки эта пара, пожалуй, самая взрослая. Маргарита замужем и живет она очень благополучно, но без любви. И, наверное, понимает она это только после знакомства с Мастером.
Маргарита не просто интересуется жизнью Мастера — она всецело принимает его жизнь как собственную, чтит его интересы. Любые попытки сделать его счастливым тотчас приносят радость и ей самой.Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож.
Ее огненной, страстной силы хватаем им обоим сполна. Она любит по-настоящему — пламенно и самозабвенно, и так же, с упоением, крушит квартиру критика Латунского, из-за которого пострадал любимый.
Духовная близость, без которой была бы невозможна эта тайная любовь, сплачивает героев и дает им силы идти вперед, бороться за счастливые отношения.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Петр Гринев и Мария Миронова
Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование.
И снова Пушкин. Но на этот раз речь пойдет не о сказке, а о реальной истории, на основе которой и создавался роман «Капитанская дочка». Здесь оба героя спасают друг друга из лап суровой и несправедливой судьбы.
Влюбленные — Петя Гринев и Маша Миронова — во многом схожи: оба простодушны и не злопамятны, самоотверженны, мужественны, чутки. Они спасают друг друга, проходят с достоинством все тяготы и невзгоды, смело принимают жестокие удары судьбы.
Маша, которая не мыслит своей жизни без Петра, все же не соглашается выходить за него без благословения родителей — девушка чувствует, что для любимого это будет неправильно. И это благородное решение ей зачтется. Когда она останется сиротой и окажется во власти Швабрина — подлеца и предателя, который насильно хотел взять ее в жены — Маше все-таки удастся передать письмо возлюбленному.Марью Ивановну привлекали в Гриневе его мужество, его душевная чистота и непосредственность, его отзывчивость на все хорошее, его отвращение к окольным путям.
Когда мерзкий злодей Швабрин снова строит возлюбленным козни и заявляет на суде, что Петр — Пугачевский шпион, Маша отправляется к самой императрице, чтобы раскрыть настоящую правду и спасти любимого. И это ей удается!Если бы уряднику не удалось доставить письмо Марьи Ивановны по назначению, а Гриневу — вырвать ее из рук негодяя, Марья Ивановна сдержала бы свое слово: она бы заморила себя голодом или наложила бы на себя руки, но ни за что не вышла бы замуж за человека, к которому питала инстинктивное отвращение и о котором не могла думать без ужаса, как об изменнике и сообщнике убийц ее отца.
Н. А. Некрасов «Русские женщины»
Екатерина Трубецкая и Сергей Трубецкой
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Екатерина Трубецкая первой отважилась поехать к любимому в Сибирь. Жена декабриста, она не бросает мужа, не уходит от него — а ведь Николай I распорядился предоставить такую возможность всем женщинам, мужья которых стали преступниками государственного масштаба.
23-летняя княгиня отправляется в непростой путь, дает письменное согласие на полное и бесповоротное отречение от прошлой жизни — отныне невозможно общаться с родственниками и куда-то выезжать. А если в этих новых жутких условиях появятся дети, их родословная не будет иметь значения, как и все, что было в обычной, прошлой жизни. Но и для Екатерины все перестало иметь смысл без любви, или, вернее сказать, смысл ее действий был в другом — через месяцы недоедания, холода и мучений увидеть, наконец, мужа.
А. Грин «Алые паруса»
Ассоль и Грэй
Что до меня, то наше начало — мое и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.
Ассоль с юных лет борется с несправедливостью мира: люди вокруг считают ее сумасшедшей, но девочка продолжает мечтать. Еще не зная своего любимого, она верит, что встретит его — и эта вера оказывается первым доказательством ее чувства.
Грэй впервые видит Ассоль спящей и сразу же влюбляется в нее. А позже узнает от одного трактирщика, что все вокруг считают ее «не от мира сего». И это очень интересный прием — недоброжелатель исключительно из коварных умыслов поведал герою о странностях Ассоль и ее отца, но благодаря ему Грэй узнал о мечте девушки.
Герои повести Грина, как Маша и Петя у Пушкина, похожи: они оба целеустремленные, живые, по-хорошему упрямые, им свойственно быть не такими, как все. Поэтому-то Грэй так быстро идентифицирует девушку, мгновенно понимая, что она подходит ему. А смелость и упорство только идут ему на пользу, когда он решается исполнить ее мечту.