СССР во Второй мировой войне: как преподавать тему. Советы учителям истории
Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.Как сегодня преподавать тему главной войны XX века? Как создать у детей чувство сопричастности? Что делать с «тонкими» моментами, ошибками, недостоверной или неофициальной информацией? На эти вопросы отвечает специалист Института военной истории РАН Юрий Александрович Никифоров. Сегодня мы поговорим об организационной и методической стороне темы, а в следующей статье остановимся на типичных ошибках, которые допускаются при изучении Второй мировой войны.
О цели исторического образования. Главное, чего мы хотим добиться от уроков истории в школе, – это чувство сопричастности, сопереживания предкам. Само по себе знание очень важно, так как без него ты не сможешь ощутить этой сопричастности, однако перечисление мертвых фактов и точное воспроизведение событий не сделают тебя гражданином своей страны.
Патриотизм – это не рациональная категория. Это мировоззрение, чувство, поэтому одни только знания для учеников бесполезны. Что нам с этих безликих героев, с их подвигов, если они для нас абстрактны? Ну а если это не просто герой, а твой дедушка, тогда чувство контакта с историей неизбежно возникнет.
Наверное, можно прожить жизнь, не зная ничего о своей стране, и даже иметь айфон. Но так ты не сможешь принять определенный тип культуры, и тогда правомерно ли будет тебе говорить: «Мы победили в 1945 году»?
Читайте и смотрите также:
- 75-летие Сталинградской битвы: почему мы победили?
- Готовимся к олимпиаде по истории
- Как написать историческое сочинение на ЕГЭ
О программе и учебных часах. Главная проблема современного учителя истории – недостаток времени. Учебных часов едва хватает, чтобы просто «пройти» тему, а ведь хочется еще и качественного погружения. Важно найти хотя бы час, организовать учебную дискуссию, вместе обдумать все сложные моменты, рассмотреть разные трактовки. Школьная программа настолько насыщена событийным материалом, что учитель просто не успевает.
О личном мнении учителя. Если педагог по идеологическим причинам внутренне не согласен с трактовкой событий, которая дается в официальном учебнике истории, переубедить его очень трудно. Но вопрос всегда в том, откуда взялось это несогласие? Очень жаль, когда личное мнение учителя формируется под воздействием двух-трех прочитанных модных книг, написанных недобросовестными авторами. Уважаемые педагоги, прошу вас, пусть вами не движет желание любой ценой пойти против официальной версии. Не верьте слабым, но соблазнительным доводам, не принимайте на веру хвастливые тезисы. Доверяйте источникам, проверяйте версии, будьте историками – и тогда вы поймете, что все в нашей истории гораздо сложнее, чем иногда хочется себе представить.
О роли учебника. В нынешних условиях учебник по истории постепенно теряет роль единственного проводника знаний. Сейчас как никогда доступны бесценные первичные источники информации. Практически каждый учитель имеет возможность прямо на уроке подключить свой класс к интернет-порталам, где выложены в открытом доступе реальные хроники, архивные аудиозаписи военных лет, сканы документов. Подумайте сами, что убедительнее – услышать на уроке речь Сталина или прочитать о ней в учебнике?
Читайте и смотрите также:
- Всеобщее тестирование по истории России пройдет 9 декабря
- Сталинградская битва: заседание исторического клуба «Гучков дом»
- Подготовили удачный урок истории? Пришлите видео на проект «45 минут из опыта педагога»
О самостоятельной работе учеников. Одна из наших задач – развить у детей критическое мышление. Лично я за самостоятельную проработку учащимися некоторых тем, за поиск источников, за вдумчивое самостоятельное чтение. Подозреваю, что любой учитель горько усмехнется: где взять временной ресурс? Ведь каждый предметник мечтает загрузить школьника именно своим предметом. Скажем так: самостоятельная работа с историческими источниками для учеников желательна, но необязательна. Если есть возможность, если есть в классе мотивированные ученики – давайте им такие задачи.
О самостоятельной работе учителей. Привлекая к работе дополнительные источники, помните об одном: у педагога всегда должен быть четкий план: зачем сейчас используется тот или иной источник, чего мы ждем от ученика, направляя его на поиск информации? Чаще всего в «чистом виде» научную литературу в школе использовать невозможно: форма подачи материала очень сложная. Работайте над источниками самостоятельно, отбирайте конкретные фрагменты, чтобы затем дать их ученикам для работы. Просите их составить цитатник, адаптируйте сложный материал, тогда гораздо больше учеников смогут «потянуть» самостоятельную работу.
О работе с картографическим материалом. Представление о любом историческом событии будет неполным, если мы ограничимся только ответом на вопрос, что происходило. Для истории принципиально важно – где. Историческая хронология и география – это неотъемлемая часть исторического знания, поэтому важно при изучении темы Второй мировой войны работать с постоянной опорой на картографический материал.
Читайте и смотрите также:
- Видеообзор атласов и контурных карт по истории
- Каталог атласов по истории России
- Каталог контурных карт по истории России
О книгах, кино и других культурных артефактах. К счастью, у нас есть возможность при изучении Великой Отечественной войны использовать художественные произведения, созданные участниками войны или детьми войны. Песни военных лет, стихи, проза, литературные очерки фронтовых корреспондентов – ведь это все тоже документы войны. Почитайте отрывки из Константина Симонова, Твардовского, посмотрите фрагменты кино, снятого в 1950–1960-е годы. Это наши лучшие фильмы, самые сильные, самые правдоподобные, потому что созданы были участниками и очевидцами событий.
О масштабах темы. Порок нашей историографической традиции – европоцентризм. Нам задан такой дискурс, что самое главное всегда происходит в Европе. Это, мягко говоря, совсем не очевидно, особенно для миллиардов людей, живущих в Азии и Америке. То же и со Второй мировой войной: мы очень мало говорим с учениками о военных действиях на Востоке. Китайские историки, например, считают естественным связывать начало Второй мировой с нападением Японии на Китай, с началом оккупации Северного Китая. Все это есть в курсе всеобщей истории, но на историю России все эти факты слабо проецируются.О преподавании истории СССР в контексте мировой истории. Это очень тяжелая задача для учителя истории и требует от него особой, дополнительной подготовки. Наложить один учебный материал на другой, чтобы получилась не путаница, а связная картина, – это действительно сложно. У вас получится, если вы сделали осознанный выбор – преподавать историю СССР без отрыва от мировой истории. Результат будет значительно лучше, чем если вы будете разделять историю России и историю мира.
Читайте в следующем материале: каких шаблонов надо избегать, когда речь идет о Второй мировой войне.