Тема «Русские народные сказки». Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «сказка» и выделять особенности сказок;
дать представление о сказочных героях – положительных и отрицательных;
учить художественному рассказыванию и пересказу по плану;
формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением.
Виды деятельности
Правильно называть сказки и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно
сравнивать сказки народные и авторские
группировать книги.
Ключевые понятия
- народная сказка, авторская сказка
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | Ребята, сегодня мы продолжим работать с устным народным творчеством и цитатой нашего урока станет высказывание: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок». А кто знает автора этих строк? (Ответы детей – Пушкин Александр Сергеевич.) Молодцы! Эти строки заканчивают сказку А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Какая эта сказка? (Авторская, литературная, волшебная.) А какие сказки вы прочитали? Представьте свои книги. (Работа с выставкой книг.) Выполнение интерактивного задания. |
2 | 2. Решение кроссворда | Теперь давайте вспомним те произведения, с которыми мы познакомились на страницах нашего учебника. Разгадайте кроссворд. (При отгадывании кроссворда необходимо пользоваться учебником, зачитывая отрывки для подтверждения своего ответа). |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Выполнение заданий в рабочей тетради. Молодцы! Продолжим работу со сказкой «Про Ленивую и Радивую», вы её прочитали дома. Какая это сказка? (Народная.) Подберите и запишите синонимы к именам героинь. (Выполнение задания в рабочей тетради.) Работа со словарём в учебнике. |
4 | 4. Выполнение заданий в учебнике | Объясните заголовок сказки. Какими вы представляете девочек? Расскажите. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
5 | 5. Работа с текстом произведения | Каким показан Зелёный старик в сказке? Найдите и прочитайте. Подготовьте рассказ о Зелёном старике. (Памятка 6.) |
6 | 6. Работа с текстом произведения | Работа в парах/группах. Подготовьте выразительное чтение диалогов. |
7 | 7. Сравнение произведений | Молодцы! Вспомните, с какой авторской сказкой мы могли бы сравнить сказку «Про Ленивую и Радивую»? (В. Одоевкий «Мороз Иванович».) Давайте сравним эти произведения и заполним таблицу. |
8 | 8. Обобщение изученного: работа с пословицей | Вспомните пословицу, которая подходит к этой сказке. Молодцы! В сказке Одоевского есть такие слова: Нам даром, без труда ничего не достаётся, — Недаром исстари пословица ведётся. |
9 | 9. Работа со схемой | Вспомните схему «Дороги сказок». Назовите произведения к её направлениям-дорогам. |
10 | 10. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Подготовить краткий пересказ сказки «Самое дорогое» или «Про Ленивую и Радивую» (По выбору.) Нарисовать/раскрасить (в рабочей тетради) Лесного Деда и Зелёного старика. Прочитать в учебной хрестоматии чукотскую сказку «Девушка и Месяц» в обработке М. А. Булатова. |