Тема «Русские народные сказки»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «сказка» и выделять особенности сказок (зачин, присказка);
дать представление о сказочных героях – положительных и отрицательных.
Виды деятельности
Правильно называть сказки и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
читать выразительно тексты сказок и эпизоды (диалоги) из них
сравнивать народные и авторские сказки
работать с таблицей.
Ключевые понятия
- сказка, народная сказка, авторская сказка, А. С. Пушкин
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: проверка домашнего задания | Ребята, в начале урока проведём небольшую проверочную работу. Допишите предложения. Проверка. Молодцы. А как вы знаете русские пословицы, мы сейчас и проверим. Игра «Я знаю пословицы». Выигрывает тот, кто последним назовёт пословицу. Кто дома выполнил творческую работу? Рассказы детей на тему «Друзья познаются в беде». |
2 | 2. Работа со схемой | Сегодня мы продолжим знакомиться с разделом «Устное народное творчество». И продолжим мы путешествие с высказывания А. С. Пушкина. Послушайте. «Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!» Вы уже догадались, что сегодня мы отправимся по дорогам сказок. Можно пойти дорогой народных волшебных сказок и узнать чудо-чудное и диво-дивное. Можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. А ещё можно выбрать дорогу авторских сказок. Перед вами карта сказочных дорог (схема «Дорогами сказок»). Рассмотрите её. |
3 | 3. Игра «Вспомни и назови» | Вспомните, какие произведения мы уже с Вами встречали на этих сказочных дорогах. Ученики отгадывают сказки и определяют вид в соответствии со схемой. Приведите свои примеры сказок. (Ответы учащихся.) |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым разделом | Работа с рубрикой «Обрати внимание». Найдите раздел «Дорогами сказок». Прочитайте рубрику «Обратите внимание». С какой сказкой мы начнём знакомство в 3 классе? По какой дороге мы сегодня пойдём? (Это сказка русская народная.) Прочитайте сказку самостоятельно. Какие слова вам были непонятны? Назовите героев сказки. (Старик, старуха, Лесной Дед.) Какими были герои? Подтвердите ответ словами из текста. Выполнение интерактивного задания (работа в рабочей тетради). Прочитайте выразительно диалог старика и старухи. Выберите то, как будете читать слова каждого героя. Найдите и прочитайте описание Лесного Деда. О чём попросил старика Лесной Дед? Найдите и прочитайте. |
5 | 5. Работа с новым произведением | О чём попросил старик Лесного Деда? Что оказалось самым дорогим для стариков? Почему? Посмотрите видеофрагмент диафильма этой сказки. Из раздела «Пословицы» выберите те, которые подходят к сказке «Самое дорогое». |
6 | 6. Выполнение заданий в рабочей тетради | Мы с вами охарактеризовали героев сказки, подумали о том, почему она так называется, объяснили её основную мысль … А теперь давайте выделим особенности этой сказки. Зачин. С каких слов начинается сказка? Прочитайте. Как называется этот приём в сказке? (Присказка.) Работа со словарём-справочником «Книгочей». Сравните зачин сказки в учебнике и в тетради. Рифмуются ли строки? На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старушкой. Прочитайте заключительные строки сказки. Встречали ли мы присказки и концовки в других сказках? Назовите в каких. |
7 | 7. Работа с текстом произведения | А на какую авторскую сказку похожа народная сказка «Самое дорогое»? Догадались? Верно, это сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», с которой мы знакомились во 2 классе. Вспомним героев сказок и заполним таблицу. |
8 | 8. Обобщение изученного. Работа с выставкой книг | Итак, подходит к концу наше путешествие по дорогам сказок. Но у нас ещё много разных встреч. Рассмотрите ещё раз нашу схему. (Учитель снова выводит схему «Дорогами сказок».) С какой сказкой мы сегодня познакомились? |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Прочитать русскую народную сказку «Про Ленивую и Радивую», памятка 8. Подобрать и принести книги со сказками. |