Тема «Произведения А. С. Пушкина». «У лукоморья дуб зелёный…», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с понятиями: поэма;
осваивать на практике понятия: эпитет, устойчивый эпитет;
учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение);
познакомить с художниками-иллюстраторами книг произведений А. С. Пушкина.
Виды деятельности
Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы
ставить задачу для выразительного чтения, выбирать нужный тон, темп чтения, указывать паузы и выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке
находить эпитеты, устойчивые эпитеты в тексте и употреблять их в речи.
Ключевые понятия
- поэма, Пушкин А. С., отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: выставка книг | Ребята, сегодня мы начинаем работать в новом разделе. Назовите его. (Произведения Александра Сергеевича Пушкина.) Произведения Александра Сергеевича входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. Какие произведения А. С. Пушкина вы читали? Какие знаете наизусть? Расскажите и приведите примеры. В любой семье есть книги великого писателя. Их читают и перечитывают дети и взрослые. Рассмотрите выставку книг. Чем они запоминаются? Объясните. (Потому что каждый находит в них что-то дорогое и близкое для себя.) |
2 | 2. Игра «Вспомни и назови» | Вспомним и мы произведения А. С. Пушкина, с которыми познакомились в 1-м и 2-м классах. Проведём игру «Вспомни и назови». Учителю необходимо добиваться полных ответов. Например, ответ учащегося может быть таким: «Это отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». |
3 | 3. Работа со схемой | Молодцы! А теперь рассмотрите схему и заполните её самостоятельно. Жанры произведений А. С. Пушкина Самостоятельная работа: заполнение схемы. Проверка, подтверждение ответа названием произведения. А сегодня мы познакомимся с новым жанром. Это поэма. Учитель добавляет данный жанр в схему. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Послушайте. Учитель читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный…» Из какого произведения этот отрывок? (Чтение подзаголовка.) Кто читал это произведение? Смотрел? Каким вы представляете лукоморье? Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Перечитывание отрывка и заполнение схемы. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Послушайте. Учитель читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный…» Из какого произведения этот отрывок? (Чтение подзаголовка.) Кто читал это произведение? Смотрел мультфильм или художественный фильм? Каким вы представляете лукоморье? Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Перечитывание отрывка и заполнение схемы. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Вспомните название поэмы, отрывок из которой мы прочитали. Посмотрите, я принесла вам книгу «Руслан и Людмила». Сюжет этой сказки стал основой многих произведений: оперы, балета, фильмов. Рассказ учителя: Князь Владимир выдаёт свою меньшую дочь Людмилу за «князя храброго Руслана». Празднество в самом разгаре, гости слушают песню «сладостного певца» Баяна, прославляющего молодожёнов. Но вдруг в самый разгар праздника злой колдун похищает Людмилу. И тогда Руслан отправляется на её поиски. В своём поиске Руслан оказывается на поле старой битвы…. Послушайте. Чтение учителем отрывка «Бой Руслана с головой» (по книге, которую рассматривали в классе). Перечитывание отрывка, составление плана. (Текст дан в «Учебной хрестоматии. 3 класс. 1-я часть. Авт-сост. Л. А. Ефросинина.) |
7 | 7. Работа с текстом произведения | Работа по группам. Учитель формирует 3 группы. Каждая группа получает свой отрывок текста (1-я, 2-я или 3-я часть плана). Задания для групп: выделить эпитеты (месяц золотой, сторож безымянный и т. д.); составить словарь устаревших слов (далече – далеко, глава – голова, немея – замолкая и т. д.); записать строфы, которые понравились; рисунок (по желанию). |
8 | 8. Обобщение изученного | Проверка работ групп. Представление своих работ. С каким новым жанром сегодня познакомились? (С поэмой.) Работа с «Книгочеем». |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Выучить наизусть отрывок «У лукоморья дуб зелёный…». Сделать рисунок к любому отрывку из поэмы «Руслан и Людмила». |