Тема «Произведения А. С. Пушкина». А. С. Пушкин «Няне»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Осваивать на практике понятия: сравнение, эпитет, олицетворение;
учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение);
познакомить с информацией о няне А. С. Пушкина.
Виды деятельности
Воспринимать на слух стихотворное произведение, объяснять картины и образы, высказывать свою оценку
ставить задачу для выразительного чтения, выбирать нужный тон, темп чтения, указывать паузы и выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке
находить эпитеты, сравнения в тексте и употреблять их в речи.
Ключевые понятия
- стихотворение, А. С. Пушкин, «Няне»
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа со схемой | Как называется раздел учебника, с которым мы заканчиваем работу? (Творчество Александра Сергеевича Пушкина.) Назовите, какие произведения писал А. С. Пушкин? Найдите ответ в очерке К. Г. Паустовского. Взаимная проверка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений А. С. Пушкина. |
2 | 2. Тест | Давайте вспомним и другие произведения А. С. Пушкина. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Каждая встреча с творчеством Пушкина – это «чудные мгновения»! Вы уже знакомы со сказками поэта, некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча! И связана она с человеком, к которому Пушкин испытывал глубокую любовь и привязанность с самого детства. Вы догадались, о ком пойдёт речь? (О няне поэта.) Как её звали? Рубрика «Обрати внимание». Она (Арина Родионовна) пленяла маленького Пушкина своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское. «Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно...» – писал Пушкин брату из Михайловского. Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи. Послушайте! Чтение учителем наизусть стихотворения «Няне». |
4 | 4. Обогащение читательского опыта | Как называет поэт свою няню? Прочитайте. Какие слова подтверждают нежную любовь А. С. Пушкина к няне? Перечитайте первые четыре строки. В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведённые вместе. Найдите рифмующиеся строки. Найдите сравнение. (Горюешь, будто на часах.) |
5 | 5. Обогащение читательского опыта | |
6 | 6. Обобщение изученного: работа с моделями | Сравните стихотворения «Зимний вечер» и «Няне» (общее – жанр, автор, различия – тема, заголовок). Назовите обращения поэта к няне в этих стихотворениях. Рассмотрите модели обложек. Назовите стихотворения, соответствующие моделям. Запишите свои любимые строки из произведения А. С. Пушкина. |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Выучить наизусть стихотворение «Няне». |