Тема «Пословицы. Какие бывают пословицы»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «пословица» и выделять особенности пословиц;
формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением.
Виды деятельности
Правильно называть пословицы и выделять их особенности
различать пословицы по темам
работать со схемой
подтверждать ответы примерами
классифицировать загадки по видам и темам.
Ключевые понятия
- фольклор, пословица, В. Даль, сказка
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа со схемой | Сегодня наш урок мне бы хотелось начать с цитаты М. Горького: «Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего». Как вы понимаете эту мысль писателя? Объясните. Что же такое фольклор? Допишите предложение (работа в рабочей тетради, стр. 4). Вспомните жанры фольклора. Заполнение схемы (работа в рабочей тетради с использованием словаря-справочника «Книгочей». Работа проводится следующим образом: учащиеся называют жанр, находят определение жанра в словаре-справочнике «Книгочей», читают его, приводят примеры). |
2 | 2. Работа с таблицей | А теперь давайте вспомним загадки. Работать будем в группах/парах. Каждая группа/пара получает тексты загадок и таблицу для заполнения. 1-я группа Бел как снег, Надут как мех, На лопатах ходит. (Гусь, загадка-сравнение, о животных.) Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. (Репа, загадка-противопоставление, о растениях.) Течёт, течёт – Не вытечет, Бежит, бежит – Не выбежит. (Река, загадка-описание действий предмета, о природе.) 2-я группа Днём спит, Ночью летает И прохожих пугает. (Сова, загадка-описание действий предмета, о птицах.) Сверкает, мигает, Огневые стрелы пускает. (Молния, загадка-описание действий предмета, о природе.) У двух матерей По пяти сыновей, Одно имя всем. (Пальцы, загадка-описание признаков предмета, о человеке.) 3-я группа Кто родится с усами? (Котёнок, загадка-вопрос, о животных.) Всю зиму пролежал, Весной в речку убежал. (Снег, загадка-описание действий предмета, о природе.) Штучка-одноручка, Носок стальной, Хвостик льняной. (Игла, загадка-описание признаков предмета, о вещах.) 4-я группа Растёт вниз головой, Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька, загадка-описание действий предмета, о природе.) Косоглазый, Маленький, В белой шубке, В валенках. (Заяц, загадка-описание признаков предмета, о животных.) Сидит старый дед, В золотую шубу одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук, загадка-описание признаков предмета, о растениях.) Проверка работ групп. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Вы работали с загадками, которые придуманы народом и прожили долгую жизнь, – это народные загадки. Но есть загадки, которые рождаются и сегодня, у которых есть авторы. Многие писатели обращались и обращаются сегодня к загадкам – это авторские загадки. Например, поэтическая загадка Василия Андреевича Жуковского: Раскинув паруса шумящи, Не раз корабль под ним проплыл, Но на хребет его блестящий Ещё никто не восходил! Идёшь к нему – он прочь стремится И в то же время недвижим: С своим потоком он родится И вместе исчезает с ним. Попробуйте отгадать загадку. (Ответы детей.) Это радуга. А дома вы познакомились со сказкой В. И. Даля «Старик-годовик», в которой также встречаются загадки. Дополним модель обложки. (Проверка задания в рабочей тетради.) Кто написал произведение? (Сказку-загадку «Старик-годовик» написал Владимир Иванович Даль). Выполнение/проверка задания в рабочей тетради. Какие загадки есть в этой сказке? Чем они необычны? Объясните. Какие произведения Владимира Ивановича мы читали? Рубрика «Обрати внимание». |
4 | 4. Работа с новым произведением | Слово о писателе. Рубрика «Обрати внимание» (стр. 12). Что же такое пословица? Рубрика «Обрати внимание». Прочитайте пословицы. О чём эти пословицы? Объясните их смысл. Пословицы обычно дают оценку событию, явлению, человеку. Когда Владимир Иванович создавал «Толковый словарь живого великорусского языка», то в качестве примеров он часто использовал пословицы. Чаще всего пословицы располагают по темам. |
5 | 5. Выполнение заданий в рабочей тетради | Назовите темы пословиц. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
6 | 6. Выполнение заданий в рабочей тетради | Прочитайте пословицы. Выполнение заданий в рабочей тетради и учебной хрестоматии. Выполнение интерактивного задания. |
7 | 7. Обобщение изученного. Литературный диктант | Ребята, а теперь проведём литературный диктант, приготовьте свои листочки. Считалка, сказка, скороговорка, былина, потешка, поговорка, загадка, песня, пословица. Самопроверка, оценка. Учитель может выборочно поставить отметки в журнал. Что объединяет все эти произведения? (Это жанры фольклора.) Какие ещё жанры фольклора вы можете назвать? Приведите примеры. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Выучить несколько пословиц на разные темы. Рубрика «Проба пера» (в рабочей тетради): придумайте рассказ «Друзья познаются в беде», нарисуйте иллюстрацию к своему рассказу. |