Тема «Былины». Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца»
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «былина» и выделять особенности былины (напевность, повторы, устойчивые эпитеты);
дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением.
Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
самостоятельно рассказывать о прочитанной книге с былинами (правильно называть издание, опираясь на титульный лист, выделять основную тему и разделы с помощью оглавления или содержания, указывать фамилию художника-иллюстратора, пользуясь памяткой 7)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
- фольклор, былина, сказка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | Ребята, вспомните, в каком разделе мы с вами работаем. Назовите. (Устное народное творчество.) Вспомните жанры фольклора и приведите примеры. Теперь проведём игру «Вспомни и назови». Какие художественные приёмы использованы в этих отрывках? (Ученики называют, вспоминают определения, приводят и другие примеры: гипербола, постоянные эпитеты.) |
2 | 2. Игра «Вспомни и назови» | Что объединяет все эти произведения? Рассмотрите схему. Заполните её. Самостоятельная работа. Проверка работ. |
3 | 3. Работа с самостоятельно прочитанным произведением | Молодцы! Дома вы прочитали произведение «Вольга и Микула». Определите жанр. Докажите, что это былина. Когда происходили события, о которых говорится в былине? Прочитайте. Выполнение задания в рабочей тетради. |
4 | 4. Работа с самостоятельно прочитанным произведением | Какие слова используются в былине для описания богатыря-пахаря Микулы? Прочитайте. Как Микула Селянинович показал свою силу? Прочитайте. Прочитайте описание встречи двух богатырей. Как богатыри отнеслись друг к другу? Как обращаются? Что ценят друг в друге? Прочитайте. Работа в рабочей тетради по былине «Волхв и Микула». |
5 | 5. Обогащение читательского опыта работа с новым произведением | Сегодня познакомимся с ещё одним произведением. Послушайте. Чтение учителем былины «Добрыня и Змей Горыныч» (текст дан в «Учебной хрестоматии». 3 класс. 1 часть. Авт.-сост. Ефросинина Л. А.). Рассмотрите картину В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». |
6 | 6. Обогащение читательского опыта | Сравним былину «Добрыня и Змея» с произведением «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Прочитайте начало. (Случилось богатырю… /Жила-была под Киевом.) Чем похожи? Чем отличаются? (Герои, подвиги, сюжет, художественно-выразительные средства и т.д.). В произведении «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» мы с вами нашли и отметили много признаков сказки. Это ещё раз подтверждает, что и былина, и сказка – это крупные жанры устного народного творчества. Работа с иллюстрациями. |
7 | 7. Дифференцированная работа | 1-я группа – самостоятельное чтение произведения «Первый бой Ильи Муромца», выполнение заданий в рабочей тетради. 2-я группа – выполнение под руководством учителя заданий в рабочей тетради к произведению «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Проверка выполненных заданий. Работа с кроссвордом «Былинные имена». |
8 | 8. Обобщение изученного: тест | Обобщение по теме «Былина» (тест). Учитель ещё раз возвращается к схеме «Былинные герои», и учащиеся вспоминают героев былин. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Принести книги с былинами и прочитать любую былину по выбору. |