Тема «Былины». Былина «Добрыня и Змея»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «былина» и выделять особенности былины (напевность, повторы, устойчивые эпитеты);
дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
учить художественному рассказыванию и пересказу по плану.
Виды деятельности
Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
Ключевые понятия
- фольклор, былина, «Добрыня и Змея»
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: Литературный диктант | Ребята, в каком разделе мы продолжаем работать? Назовите его. Что такое фольклор? Вспомним жанры фольклора и проведём литературный диктант. Литературный диктант (литературоведческий): Сказка, скороговорка, загадка, потешка, пословица, шутка, закличка. Проверка. Самооценка. Приведите примеры к каждому жанру. Представление-презентация проекта «Загадки» учащимися. |
2 | 2. Игра «Вспомни и назови» | Молодцы! А теперь вспомните, из каких произведений эти отрывки. Игра «Вспомни и назови». |
3 | 3. Работа с репродукцией картины | Что объединяет эти произведения? (Герой, жанр). К какому жанру они относятся? (Былины). Чем отличаются эти отрывки? (Прозаическая и стихотворная формы). Давайте вспомним особенности этого жанра. Чтение рубрики «Обрати внимание» в учебнике. Рассмотрите репродукцию картины. Вспомните, как она называется? Кто её автор? Вспомните другие картины этого художника. Кто изображён на картине? Назовите богатырей. Богатыри изображены как единой целое, но каждый богатырь индивидуален. Опишите богатырей. Героями каких былин были богатыри? С каким произведением вы познакомились дома? («Добрыня и Змея»). |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым разделом | Тест на знание текста былины. Проверка. Зачитывание отрывков, подтверждающих ответы теста. Молодцы! Прочитайте заголовок произведения. Каким показан Добрыня? Прочитайте. Как он относился к людям? Матери? Прочитайте. Выполнение задания в рабочей тетради «Проталинки». Перечитайте первый абзац. Допишите предложения. За что Змея ненавидела Добрыню? Какой она была? Объясните. Выполнение задания «Точное слово» в рабочей тетради. Какими сказитель показал Добрыню и Змею. Найдите ответ в тексте и запишите. |
5 | 5. Работа с текстом произведения | Выполнение задания в рабочей тетради «Точное слово». Какие слова говорят о силе богатырской и доверчивости Добрыни? О чём просила Змея Добрыню? Почему Добрыня хотел победить Змею? Как народ, матушка, князь относились к Добрыне? Как они его называли? Подтвердите свой ответ словами из текста. Найдите в тексте былины слова, которые встречаются и в народных сказках. Посмотрите, как образ Добрыни представили в мультфильме «Добрыня Никитич». Просмотр видеофрагмента. |
6 | 6. Обобщение изученного: составление плана | Какой эпизод былины представлен в этом фрагменте? Вспомним всю былину, разделим её на части и составим план. Перечитывание басни и составление плана. |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Прочитайте былину «Илья-Муромец и Соловей-разбойник». Подготовьте выразительное чтение наказов матушки. |