Тема «Басни Эзопа и И. А. Крылова». И. А. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с литературоведческими понятиями: олицетворение;
раскрывать единство формы и содержания басни;
учить сравнивать басни Эзопа и И. А. Крылова;
развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.
Виды деятельности
Правильно называть басни из круга детского чтения
сравнивать героев басен
выделять особенности басен (Эзопа, И. А. Крылова)
сравнивать басни с «бродячими сюжетами»
выразительно читать басни наизусть
работать с книгами басен.
Ключевые понятия
- басня, Эзоп, И. А. Крылов
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа со схемой | Ребята, вспомните, в каком разделе мы с вами работаем? (Басни.) Что такое басня? Каких баснописцев вы можете назвать? Заполнение схемы. |
2 | 2. Работа с иллюстрациями | Рассмотрите иллюстрации. Из каких они произведений? |
3 | 3. Проверка домашней работы | Расскажите басню Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Виноград» наизусть. Взаимная проверка в парах. Чтение басни Эзопа выразительно. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: моделирование | Сегодня мы познакомимся с новым произведением Ивана Андреевича, которое называется «Ворона и Лисица». Послушайте. Чтение басни учителем. Слушание басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Выполним модель обложки произведения. |
5 | 5. Работа с учебником | Словарная работа. Как начинается басня? Прочитайте. Как называется эта часть басни? Объясните. Назовите героев басни. Как баснописец представляет своих героев? |
6 | 6. Работа в рабочей тетради | Работа в рабочей тетради. Выполнение задания 3, 4, 5. (Если у учеников нет рабочих тетрадей, то работа выполняется на обратной стороне листка для моделирования.) Перечитайте текст. Выпишите все слова-действия Вороны и Лисицы. Объясните, почему автор использует именно эти слова. Прочитайте, как Лисица уговаривает Ворону. В каких словах Лисицы слышится лесть? Подчеркните. Подберите и запишите синонимы к словам и выражениям: пленить, ангельский голосок, дыхание спёрло, каркнула во всё воронье горло. Вы уже знаете, что басня – это небольшой рассказ (в прозаической или стихотворной форме), в котором в аллегорической (иносказательной) форме даётся нравоучение. В басне действуют предметы, животные, которым приписываются человеческие качества и переживания. Такой приём называется олицетворением. Однако в басне могут действовать и люди. Подготовьте чтение по ролям. |
7 | 7. Работа с новым произведением | Ребята, а кого считают первым баснописцем? (Эзопа.) Послушайте его басню. Слушание басни Эзопа «Ворон и Лисица» (текст дан в «Учебной хрестоматии». 3 класс. Авт.-сост. Л. А. Ефросинина.) Сравним басни Эзопа и Крылова. Заполнение таблицы. Дополнительно при сравнении учитель обращает внимание на поведение и речь героев, на их описание. |
8 | 8. Обобщение изученного: тест | Проверка первичного усвоения материала. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Выучить наизусть басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Принести книги с баснями И. А. Крылова. |