Тема «Басни Эзопа и И. А. Крылова». Эзоп «Лисица и виноград», И. А. Крылов «Лисица и Виноград»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с литературоведческими понятиями: басня, мораль, аллегория;
раскрывать единство формы и содержания басни;
учить сравнивать басни Эзопа и И. А. Крылова;
развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.
Виды деятельности
Правильно называть басни из круга детского чтения
сравнивать героев басен
выделять особенности басен (Эзопа, И. А. Крылова)
сравнивать басни с «бродячими сюжетами»
выразительно читать басни наизусть.
Ключевые понятия
- басня, Эзоп, Крылов И. А.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | Ребята, каким разделом мы завершили работу в нашем учебнике? (Устное народное творчество.) Какие жанры фольклора вы можете назвать? Приведите примеры. (Ответы учащихся.) Прежде чем мы перейдём к новому разделу, проведём игру «Вспомни и назови». Молодцы! Что объединяет все эти отрывки? (Они из народных сказок о животных.) |
2 | 2. Работа со схемой | Назовите героев-животных народных сказок. Какими чертами они наделены в произведениях? Вспомните, в каком ещё литературном жанре животные выступают чаще всего героями и наделяются человеческими чертами? (В басне.) |
3 | 3. Работа со словарём-справочником | Молодцы! Мы с вами уже знакомились с этим жанром во 2 классе, поэтому вспомните и назовите, какие басни мы читали во 2 классе. Что же такое басня? (Работа со словарём-справочником: басня, мораль, аллегория, баснописцы.) Считается, что первым баснописцем был древнегреческий автор Эзоп. Он сочинял басни в прозе и заканчивал выводом (моралью). Найдите его произведение в учебнике. На какой странице вы открыли учебник? Как можно найти информацию в книге? |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | |
5 | 5. Моделирование | Выполним модель обложки. Докажите, что это басня. Из каких частей она состоит? Прочитайте. Подберите пословицу, которая могла бы служить моралью басни. Подготовьте выразительное чтение басни. |
6 | 6. Работа с новым произведением | Басни Эзопа были переведены (обработаны) многими баснописцами. В стихотворной форме их представлял и И. А. Крылов. Слово учителя о творчестве И. А. Крылова. В Летнем саду Петербурга стоит знаменитый памятник, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси. На нём вы видите не только самого Крылова. Основание памятка окружают барельефы с героями басен и сценками их них. Познакомимся с басней Ивана Андреевича «Лисица и Виноград». Чтение басни учителем. Словарная работа. Как баснописец говорит о Лисе? Как описывает виноград? Прочитайте. |
7 | 7. Работа с текстом произведения | Выполнение заданий в рабочей тетради. |
8 | 8. Работа с таблицей | Сравните басни И. А. Крылова и Эзопа. Работа с вопросами по учебнику. Заполнение таблицы. |
9 | 9. Обобщение изученного: тест | |
10 | 10. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Выучить наизусть басню И. А. Крылова «Лисица и Виноград». |