Текст-повествование
- Создавать свой текст-описание (описание вещи); сравнивать описание и повествование.
- Текст-повествование.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — описание вещи; выделение отличительных признаков предмета и описание их в тексте. Выполняется фронтально. В качестве образца рассуждения учитель предлагает вместе описать какой-либо предмет. Он демонстрирует его классу и, как это было при работе с текстами-описаниями животного, комнаты (кабинета), просит отметить такие признаки предмета, которые помогут, с одной стороны, его найти, а с другой — не перепутать с другими предметами. Все варианты, которые предлагают ученики, учитель фиксирует на доске. После того как на доске появилось описание предмета, можно сам предмет убрать, предложить ученикам прочитать текст и подумать, не пропустили ли они в описании какой-то важной детали. По образцу коллективного текста ученики составляют свои тексты о любой вещи (предмете) и просят одноклассников угадать, о каком предмете идёт речь. Вариант выполнения (рекомендуется для классов с небольшим числом учащихся). Ученики самостоятельно описывают какую-то вещь, а затем по описанию предлагают товарищам узнать её. |
3 | 3. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 2 в учебнике — сравнение текстов-описаний; наблюдение за текстами-описаниями, созданными с различными целевыми установками (для друзей и для объявления); пропедевтика стилистической оценки текста. Выполняется фронтально. Дополнительное задание. Очень лаконично, в нескольких словах описать главные признаки предмета, описание которого предлагалось в упр. 1 для отгадки. |
4 | 4. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 3 (работа в паре) в учебнике — сравнение описания и повествования. Выполняется в парах. Вариант выполнения. Если темп чтения класса не очень высокий, упражнение можно выполнить фронтально. Учитель может, как и при знакомстве с описанием, прочитать вслух оба текста (у учеников учебники закрыты). Перед началом чтения следует сказать, что ученикам нужно определить, какой из текстов похож на кинофильм (кадры сменяют один другой), а какой — только на один остановленный кадр фильма (изображение замерло). |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | После того как ученики установили, что второй текст — это описание, учитель, опираясь на рубрику «Тайны языка», вводит термин «повествование» (определение не заучивается). Рубрика подводит итог наблюдениям учащихся, обобщая сравнение двух текстов. Если позволит время, можно проанализировать, какие события (кадры фильма) в первом тексте сменяют друг друга. |
6 | 6. Словарная работа | Записать слово пенал, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
7 | 7. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Учитель напоминает, что на следующем уроке будет проверка заданного ранее домашнего задания — упражнения 1 из урока 135. |