Технологическая карта урока астрономии по теме: «Солнце: его состав и внутреннее строение»
Выбираете учебник по астрономии? Будьте внимательны!
Технологическая карта урока астрономии по теме: «Солнце: его состав и внутреннее строение» поможет учителю провести интересный урок высокий по плотности наполнения материалом.Общая часть |
||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
||||||||
Астрономия |
11 |
Солнце: его состав и внутреннее строение |
||||||||
Используемый учебник |
||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
||||||||
Астрономия. Базовый уровень. |
11 |
Учебник /Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут – 5-е изд., пересмотр., – М: Дрофа, 2018. – 238 стр. |
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
Рбъяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звёзд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значения открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.
|
Использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно полученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы.
|
Высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитических выводов; проявлять заинтересованность в самостоятельном проведении наблюдении Солнца.
|
||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
|||||||||
Компьютер, проектор, телескоп школьный, учебник, таблица «Солнце» |
Структура и внутреннее излучение Солнца Солнце. Видимая поверхность звезды Живое Солнце |
|||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||
Этап урока |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
|||||
Мотивирование на учебную деятельность |
Создать условия, когда обучающийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу. |
(«Живое Солнце») |
Настраивает обучающихся на успешную работу. |
Обучающиеся смотрят фильм и выдвигают предположение о теме урока, обсуждают её и формулируют. |
2 |
|||||
Актуализация знаний |
Обсудить значимость темы. В результате выделяются следующие аспекты.
|
Таблица «Солнце» |
В процессе беседы учитель ограничивает те вопросы, которые будут рассматриваться на данном уроке: химический состав и строение Солнца, источник его энергии. |
Участвуют в беседе. |
3 |
|||||
Целеполагание, постановка проблемы |
|
Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143 |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.
|
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока. Работают с учебником. |
2 |
|||||
Поиск путей решения проблемы |
Способствовать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску путей решения проблемы.
|
Структура и внутреннее излучение Солнца
|
Консультирует |
|
3 |
|||||
Решение проблемы |
В процессе решения задач используются законы физики и раскрываются ряд характеристик Солнца.
|
Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143 Солнце. Видимая поверхность звезды
|
Консультирует |
Обучающиеся делятся на 5 групп (по числу задач) Выполняют задания, которые сначала казались непосильными для решения:
|
15 |
|||||
Коррекция |
Разобрать решённые задачи у доски |
Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143 |
Помогает, советует, консультирует |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения |
5 |
|||||
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выявить качество усвоения материала.
|
Солнце. Видимая поверхность звезды
|
Консультирует |
Выполняют задания по новой теме, используя самопроверку. |
6 |
|||||
Домашнее задание |
Обеспечить понимание содержания домашнего задания. §21, упр 17, практическое задание. Используя приложение IX учебника «Указания к наблюдениям. Наблюдения Солнца», проведите собственные наблюдения Солнца (можно воспользоваться школьным телескопом с фильтром). Темы проектов:
Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике:
|
Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143; приложение. |
Разъясняет, предлагает задания на выбор |
У обучающихся имеется возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. |
2 |
|||||
Подведение итогов, рефлексия |
Дать оценку работы класса. Сделать совместные с учителем выводы:
|
|
Благодарит учеников за урок |
Обучающиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
2 |
Задачи*:
1. Размер
ρʘ=16' pʘ=8,8" |
Rʘ= ρʘ/pʘ. R⊕ =(16.60"/8,8").R⊕≈109 R⊕ Rʘ≈695000км = 109 R⊕ Звезды бывают от 0,1Rʘ< Rʘ<1000 Rʘ Солнце относится к маленьким звездам – Карликам. |
Rʘ=? |
2. Масса – находим по третьему уточненному закону Кеплера (Солнце-Земля, Земля-Луна).
Т⊕2 .(Mʘ+ m⊕) | = | а⊕3 | отсюда | Т⊕2. Mʘ | = | а⊕3 | Т.к. sk-2 | M⊕<< Mʘ |
Т◖2. (M⊕+m◖) | а◖3 | Т◖2. M⊕ | а◖3 | m◖<< M⊕ |
Отсюда | Mʘ | = | а⊕3.Т◖2 | = | 149,63. 27,322 | ≈ 2.1030 кг ≈333000 M⊕ | У других звезд обычно 0,06Mʘ<Mʘ<100Mʘ |
M⊕ | а◖3. Т⊕2 | 0,38443. 365,252 |
Найдем плотность ρcрʘ= | Mʘ | = | mʘ | ≈1400 кг/м3, т.е. чуть больше плотности Н2О. Сравните с плотностью Земли, Юпитера. |
Vʘ | 4/3π Rʘ3 |
3. Светимость (L)
В ходе измерений на Земле и с КА в течении нескольких лет установлено количество получаемого Землей тепла от Солнца и получено значение солнечной постоянной.
q=1367 Вт/м2=1367 Дж/м2с ≈1400 Вт/м2 Тогда на радиусе орбиты Земли можно установить количество энергии, излучаемой Солнцем (т.е. светимость).
Lʘ=qʘ·Sсферы шара = qʘ·4πRорб⊕2 = 1367·4·3,1415·(149,6·109)2 = 3,876·1026 Вт/c.
По сравнению с другими звездами 1,3·10–5Lʘ<Lʘ<5·105 Lʘ
4. Температура (T) -определяют разными способами, основанными на открытых на Земле физических законах.
1. Способ: Из светимости Солнца выясним энергию, излучаемую единицей поверхности Солнца в единицу времени.
ε = | Lʘ | = | Lʘ |
Sʘ | 4 π Rʘ2 |
с другой стороны ε=δТ4 Закон Степана-Больцмана
δ = 5,67·10–8 Вт/(м2·К4) -коэффициент пропорциональности
тогда | δТ4 = | Lʘ | отсюда | Т = 4√ | Lʘ | ≈6000 К – эффективная температура Солнца [вообще-то ≈ 5800 К] |
4 π Rʘ2 | 4 π Rʘ2δ |
Закон установлен экспериментально Йозев Стефан ( 1879г, Австрия) и доказал теоретически Людвиг Больцман ( 1884г, Австрия). В данном случае Солнце считается абсолютно черным телом, т.е. идеальный накопитель излучения и излучатель (реально только≈).
2. Способ: Экспериментально определяют λmax соответствующую максиму излучаемой энергии.
Закон излучения открыл в 1896г Вильгельм Вин (1864-1928, Германия).
λ max·Т = b, где b = 0,2897·107Å·К – постоянная Вина |
Чем выше Т тем меньше λmax |
Для Солнца λmax =4800Å 1Å=10–10 М |
это желтая линия , поэтому и Солнце желтое (т.к max излучения приходится на желтые лучи).
Если брать λ в см, то получим формулу
λmax = | 0,29 | отсюда Тʘ = | 0,29 | ≈6000К | Температуры звезд обычно 2800К<Тʘ<40000К |
Т | 4,8·10–5см |
Это на поверхности, а глубже температура больше. В таком состоянии вещество находится в газообразном состоянии, причем многие атомы ионизированы, т. е Солнце– раскаленный газовый (плазменный) шар.
5. Химический состав Когда-то считали что никогда не узнают из чего состоят звезды.
Еще И.Ньютон (Англия) в 1665 г открыл дисперсию (разложил свет в спектр).
– В 1814 г Йозеф Фраунгофер (Германия)– один из основателей спектроскопии открыл в спектре Солнца и зарисовал 580 темных линий, определил и описал длины волн 754 линий поглощения к 1817г (т.е спектр Солнца– непрерывный спектр пересечений темными линиями – фраунгоферовыми. В настоящее время в спектре зарегистрировано более 30000 линий, принадлежащих 72 химическим элементам).
– В 1859 г Густав Кирхгоф (Германия) и Роберт Бунзен (1899, Германия) открыли спектральный анализ (Кирхгоф создал модель абсолютно черного тела) «Газы поглощают те длины волн, которые излучают в нагретом состоянии»
По спектру на Солнце никаких неземных химических элементов нет. Самые распространенные на Солнце элементы – 70% водорода, и 28% – гелия.
Все звезды в основном состоят из Н и Не (это основные химические элементы Вселенной).
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.