Технологическая карта к уроку "Испарение воды листьями"
Технологическая карта урока биологии
Предмет |
Биология |
УМК |
Пасечник В.В. Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г; |
Класс |
6 |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Тема |
Испарение воды листьями |
Цель урока |
Создать условия для эффективного усвоения обучающимися знаний о значении испарения воды листьями растений, его зависимости от факторов внешней среды |
Задачи урока |
Предметные:
Метапредметные:
|
Межпредметные связи |
Естествознание |
Ресурсы |
|
Технологии |
Учебно-исследовательская деятельность, проблемное изложение материала |
Планируемые результаты |
Предметный результат:
Метапредметные результаты: Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Подготовительный этап (примерно за неделю до проведения урока)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирует с учетом желания детей 5 групп по 2-3 человека для закладки и проведения опытов с целью изучения факторов, влияющих на испарение воды листьями. Консультирует обучающихся при проведении опытов. Координирует деятельность групп. |
Закладывают и проводят опыты по изучению факторов, влияющих на испарение воды листьями. Планируют свою деятельность в соответствии с алгоритмом (инструкцией) (Приложение 1). Анализируют и интерпретируют результаты. Делают выводы исходя из полученных результатов. Представляют полученные результаты обучающимся класса на уроке. |
Ход урока
Дидактическая структура учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание (форма контроля) |
||||||||||||||||||||||||
Организационный этап (2 мин.) |
Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс. |
Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу в классе. |
Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний (3 мин.) |
Организует повторение знаний, закрепление умений. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». С какими процессами, происходящими в растении, мы уже познакомились? Сравним фотосинтез и дыхание, выполнив интерактивное задание. |
Отвечают устно на вопрос (фотосинтез, дыхание, всасывание воды). 1 ученик выполняет задание на интерактивной доске, другие обучающиеся проверяют правильность выполнения. |
Взаимоконтроль |
||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации, целеполагание (5 мин)
|
Организует побуждающий (подводящий) диалог. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации; Какой процесс отражает формула: углекислый газ + вода = органические в-ва + кислород |
Отвечают на вопросы: фотосинтез |
Участие в дискуссии, ответы на вопросы; Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока. |
||||||||||||||||||||||||
Известно, что растение на фотосинтез тратит только около 5% воды, которая поступила через корни. Что происходит с оставшимися 95% воды?
|
Работают с диаграммой. Выдвигают гипотезы. Большинство учащихся сталкиваются с проблемой. Несколько обучающихся выдвигают гипотезу, что растение испаряет воду. |
||||||||||||||||||||||||||
Можете ли вы сейчас ответить, почему растению необходимо испарять воду в таком количестве и всегда ли растение испаряет одинаковое количество воды? |
Сталкиваются с затруднением, связанным с недостаточным объемом знаний. |
||||||||||||||||||||||||||
Как бы вы сформулировали цель урока? |
Формулируют цель с использованием опорных глаголов: изучить, выяснить, проанализировать, разобраться. Предполагаемая формулировка цели: Изучить какое значение имеет испарение воды для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды. |
||||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний |
Организует самостоятельную работу с учебником по изучению значение испарения воды растениями. |
Записывают дату и тему урока в тетрадь. Работают с учебником параграф 18 стр. 99 и записывают в тетрадь значение испарения воды для растений. |
|
||||||||||||||||||||||||
Изучить новый материал нам помогут обучающиеся, которые провели опыты, экспериментально доказывающие влияние факторов внешней среды на испарение воды растениями. |
Устанавливают закономерности; делают выводы, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения; Выступление 1 группы «Какой орган испаряет воду?»
|
Оценка деятельности групп по достижению результата. Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации. Оценка/самооценка умений определять результаты и критерии их оценки. Презентация продукта своей деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||
Прослушайте загадку-стихотворение и ответьте на вопрос, через какие структуры листа происходит испарение воды?
В зеленом тереме
|
Отгадывают загадку и визуализируют информацию по рисунку. |
||||||||||||||||||||||||||
|
Выступление 2 группы «Какая сторона листа испаряет воду интенсивнее»
|
||||||||||||||||||||||||||
Проанализируйте таблицу «Количество устьиц» и предположите у всех ли растений нижняя сторона листа будет испарять больше, от какого показателя это зависит? Количество устьиц
|
Высказывают свое мнение, выдвигают гипотезы. Предполагаемый ответ: количество испаряемой воды зависит от количества устьиц. |
||||||||||||||||||||||||||
|
Выступление 3 группы «Зависимость испарения воды от температуры воздуха»
|
||||||||||||||||||||||||||
Дает проблемный вопрос для обсуждения. Почему в жаркий летний день камни и асфальт на земле сильно нагреваются, а листья подорожника, расположенные рядом, остаются прохладными? |
Высказывают свои гипотезы на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: Лист охлаждается за счет испарения воды. Выступление 4 группы «Зависимость транспирации от ветра»
|
||||||||||||||||||||||||||
Дает вопрос для обсуждения. Когда растения требуют большего полива в ветренную или безветренную погоду? Почему? |
Высказывают свои мнения на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: в ветреную погоду в связи с высоким уровнем испарения воды требуется больший полив. Выступление 5 группы «Зависимость транспирации от освещенности»
|
||||||||||||||||||||||||||
Организуется обобщение по факторам, влияющим на испарение воды листьями. |
Составляют перечень факторов, усиливающих и замедляющих испарение воды растениями. Записывают в тетрадь. |
||||||||||||||||||||||||||
Проверка усвоения изученного материала |
Решение кроссворда |
Решают кроссворд. Применяют полученные знания при ответе на вопросы. |
Взаимопроверка, взаимоконтроль |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности |
Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока: Изучить какое значение имеет испарение воды для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды. |
Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко значение испарения воды растениями и факторы, которые влияют на интенсивность испарения. |
Рефлексия деятельности (оценка успешности) |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия «Выбери верное утверждение» Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
|
Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке. |
||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Задание по выбору обучающихся:
|
|
|
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.