Тайм-менеджмент мамы: все успеть и никого не съесть
Тайм-менеджмент — это не только про психологию, это про жизнь. Но бизнес-практики тайм-менеджмента не применимы для жизни в семье. Если вы ничего не успеваете, ругаете себя, стараетесь и спешите, устали от рутины, вам помогут советы спикера «Родительского университета» — детского психолога, семейного психотерапевта, основателя собственной онлайн-школы и мамы 11 детей Екатерины Бурмистровой. Она поделилась собственным опытом и рассказала, как совместить работу и семью.Фото автора Gustavo Fring: Pexels
Программа «пахать»
Чем выше наша нагрузка, тем большее мы уязвимы неврологически, психологически и эмоционально. Но не все люди связывают эти симптомы со своим образом жизни. Для многих из нас, к сожалению, трудоголизм — естественная модель поведения.Вспомните, была ли в вашей семье культура отдыха, умеют ли родители расслабляться? «Лучший отдых — смена деятельности», «не сиди сложа руки» и т.д. — фразы, знакомые многим из нас. Через эти слова ребенок формирует собственное мнение о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
Очень часто мы пашем на автомате, потому что мы не сделали ревизию, не пересмотрели механизм нагрузки, заложенный в нас с детства. Пора сделать это!«Запрет на отдых вызывает эмоциональный перегрев, усталость, выгорание».
С чего начать?
Сделайте невидимое видимым
Если мы не начнем пересматривать свое отношение к нагрузке, особенно после рождения детей, наша батарейка будет садиться очень быстро. А людям с высоким уровнем тревоги нужно быть особенно внимательными.«Пытаться успевать все — ключ к неуспеху и невротизации. Это не значит, что нужно тут же перестать выполнять повседневные дела. Просто присмотритесь, не завышены ли ваши требования, не хотите ли вы от себя чересчур много?»
В семье с детьми нагрузка увеличивается втрое. Остаются рабочие и бытовые дела и помимо этого появляется забота о детях. Если вы тоже страдаете от бесконечного списка дел, который крутится в голове и съедает большое количество внутреннего ресурса и оперативной памяти, сделайте этот список видимым — выпишите каждый пункт в тетрадь, а заодно сразу подумайте, кому можно делегировать некоторые дела.
Подготовьте краткосрочный, еженедельный и долговременный списки — обычно у нас в голове вертятся все эти три типа. А еще почитайте книгу Марлы Силли «Школа Флайледи. Как навести порядок в доме и в жизни».
Семейный тайм-менеджмент отличается от офисного не только бесконечным невидимым списком, но и тем, что все плоды усилий, как правило, тоже невидимы. Приготовили обед — его тут же съели, навели порядок — мгновенно настало время убираться снова. Круговая невидимая работа обесценивает ваши усилия, снижает самооценку.
Устраивайте себе паузу в середине дня, регулярные выходные, не работайте по вечерам!«Когда мы дышим, мы не чувствуем, что воздух есть. И мы понимаем, что что-то не так, только если воздух сильно загрязнен и нам становится тяжело дышать. Так же и с женским домашним трудом — обычно он невидим».
Изучите свои реакции на перегрузки и вспомните о потребностях организма
Срывы — маркер перегрузок. Если проблем по здоровью нет, значит, все дело в отношении к себе и к отдыху. И поэтому бесполезно работать отдельно со срывами и пытаться их устранить.Накатывает очередной срыв? Вспомните, когда вы в последний раз ели, сколько часов спали? Что делали сегодня на работе? Как ведут себя дети? Многие из нас привыкли ругать только себя и совершенно не оценивать ситуацию с так называемыми «входящими» — внешними факторами, которые болезненно влияют на наше психологическое состояние.
Причин срывов немало:
- Синдром отличника
- Перфекционизм
- Гиперответственность
- Сравнение (у других хорошо, а у меня все плохо)
- Увеличение темпа нагрузки
Люди по-разному реагируют на чрезмерную нагрузку — одни ускоряются, а другие, наоборот, замедляются вплоть до прокрастинации, и начинают из-за неудовлетворенности съедать себя и окружающих.
Изучите себя. Определите, как вы реагируете на перегрузки — замедляетесь или ускоряетесь? И тогда вы сможете отслеживать собственные состояния: «Третий час сижу над простой задачей — все понятно, у меня перегруз!».
Если вы на грани срыва, сделайте паузу — поспите, походите, встряхнитесь. Делегирование — мощнейший инструмент, помните об этом. И, конечно, снижайте планку требований к себе.«В семейном тайм-менеджменте не работают жесткие планы, строгие дедлайны, классические приемы по увеличению личной эффективности. Зато работает гибкое многовариантное планирование, четкое понимание — если я совмещаю детей и работу, я постоянно буду находиться в ситуации форс-мажора».