Свойства древесины (2 ч)
Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с физическими и механическими свойствами древесины; научить их проводить исследования плотности и влажности образцов древесины различных пород и обоснованно выбирать необходимый материал (с учётом его свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение.
Обучение ― сформировать понятия о физических и механических свойствах древесины; научить определять свойства древесины и обоснованно выбирать необходимый материал для изделий; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности.
Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства материалов по их цвету, запаху, на ощупь), навыков учебно-исследовательской деятельности.
Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); бережное отношение к природе, народному достоянию.
- Рассказ, беседа, работа с учебником, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, лабораторно-практические работы.
- Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость); сушка древесины.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать учащимся вопросы по пройденному материалу |
2 | 2. Актуализация знаний | После выполнения учащимися интерактивного задания: ― предложить им назвать примеры изделий из древесины, имеющихся в доме или квартире (двери, полы, шкафы, столы, стулья и др.) и в окружающем мире (дома, хозяйственные постройки, заборы, скамейки и др.); ― продемонстрировать физические свойства древесины на образцах лиственных и хвойных пород (например, дуба и сосны); ― продемонстрировать отличия в твёрдости образцов из дуба и липы, вдавливая в образцы на ручном прессе стальной шарик; ― продемонстрировать упругость древесины, изгибая деревянную линейку |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра анимаций предложить учащимся: ― сформировать малые группы; ― в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися лабораторно-практических работ № 3, 4 из учебника подготовить 15―30 образцов из древесины ели, берёзы и дуба. 2. Во время выполнения работ: ― напоминать учащимся о соблюдении правил безопасной работы; ― помогать им правильно взвешивать образцы из древесины на технических весах. 3. По окончании работ проследить за уборкой учащимися лабораторного оборудования |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Что такое плотность древесины? 2. Какая древесина является более плотной, а какая менее плотной? 3. Напишите на доске формулу определения влажности древесины, поясните её. 4. Какую влажность должна иметь заготовка из древесины, чтобы из неё можно было изготовить какую-либо деталь? 5. Каким образом твёрдость древесины зависит от её влажности? 6. Древесина каких пород является наиболее прочной? 7. От каких факторов зависит упругость древесины? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень |