Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат
По ур. 35: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению со свойствами чёрных и цветных металлов, с искусственными материалами; научить распознавать металлы и сплавы, искусственные материалы по образцам. По ур. 36: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с сортовым прокатом, его видами; научить выбирать заготовку из сортового проката для изделия в соответствии с его назначением.
1. Обучение – сформировать понятие о свойствах чёрных и цветных металлов, искусственных материалов на уровне осмысления, запоминания, узнавания объектов; понятие о выборе сортового проката в качестве заготовок для деталей на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу.
2. Развитие – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать), сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства материалов по их цвету, на ощупь), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль).
3. Воспитание – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практические работы.
- Свойства металлов: механические (прочность, твёрдость, упругость, пластичность), технологические (ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость, коррозионная стойкость); чёрные металлы (железо, сталь, чугун); цветные металлы и сплавы (алюминий, медь, латунь, бронза, дюралюминий); полимеры; сортовой прокат, профиль проката.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать им следующие вопросы. По 1-й теме 1. Что представляют собой металлы? 2. В чём отличие металлов от древесины? 3. Назовите предметы, изготовленные из металлов и сплавов. 4. Назовите предметы из искусственных материалов. По 2-й теме 1. Как осуществляется прокатка тонколистового металла? 2. Как осуществляется прокатка проволоки? |
2 | 2. Актуализация знаний | По 1-й теме После просмотра изображений обсудить их содержание. По 2-й теме После просмотра слайдов изображений обсудить их содержание. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После ознакомления со свойствами металлов: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. По 2-й теме После просмотра анимации: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | По 1-й теме 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 14: ― подготовить образцы чёрных и цветных металлов, сплавов, искусственных материалов; пружины из стальной (закалённой) и медной проволоки; ― подготовить образцы заготовок из сортового проката. 2. Во время работы: ― следить за соблюдением учащимися правил безопасной работы; ― помогать им в проведении опытов. 3. По окончании оценить качество работы учащихся. По 2-й теме 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 15: ― изготовить заготовки из жести 100 х 240 мм; ― подготовить образцы сортового проката и набор гирь. 2. Во время работы: ― следить за качеством проведения опытов учащимися; ― помогать им в проведении расчётов. 3. По окончании оценить качество работы учащихся. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. По 1-й теме 1. Что такое упругость? 2. Перечислите наиболее распространённые цветные металлы и сплавы. 3. Как вы думаете, из какого сплава изготавливают кузов автомобиля? 4. Из какого материала изготавливают режущие инструменты для обработки металлов? По 2-й теме 1. Что какое профиль проката? 2. С какой целью при конструировании детали её форму приближают к форме какого-либо сортового проката? 3. Из какого проката изготавливают напильник, боёк слесарного молотка, зубило? 4. Какой сортовой прокат применён в конструкции слесарного верстака? 5. Какие изделия изготавливают из шестигранного прутка? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень. |