Свидетели буллинга: влияние, предпосылки поведения, точки роста
Ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Горинова Елена рассказала о феномене свидетелей травли, их влиянии на развитие ситуации, психологических предпосылках выбора поведения и об аспектах социально-эмоционального развития детей.Участники ситуации травли
Помимо жертвы и агрессора, в ситуацию травли входят и родители обеих сторон, а также свидетели. Если мы говорим о травле в школе, то это не только одноклассники, но и взрослые участники образовательного процесса. Почти все были в такой роли хотя бы однажды. В тот момент, когда ученики поделились с вами ситуацией, вы становитесь обладателем информации — свидетелем.
По данным исследования Еврейского музея и Центра толерантности, 87 % учителей лично наблюдали ситуацию травли в школьных коллективах.

«Любой человек может стать свидетелем травли!»
Какие бывают свидетели травли?
- Свидетели-приспешники буллера.
- Свидетели, которым как бы все равно. Это люди, которые в ситуации травли делают вид, что ничего не замечают. Делают вид, что чем-то сильно увлечены. Это способствуют тому, что ситуация травли сохраняется.
- Свидетели-пассивные наблюдатели Это ребята, которые не отворачиваются при виде травли, а могут даже как-то комментировать ситуацию. Для них травля может быть элементом шоу и развлечения в классе.
- Свидетели-потенциальные защитники. Ребята, которые не предпринимают никаких действий и остаются незамеченными. У этих свидетелей есть эмпатия и готовность осознавать проблемную ситуацию.
-
Свидетели Х. Храбрые сердца. Они непосредственно влияют на ситуацию. Цель профилактической работы — сделать так, чтобы в классе стало как можно активных свидетелей.

Роль свидетелей в ситуации травли
Свидетели — важные и полноценные субъекты травли и их всегда большинство. Травля происходит с их молчаливого согласия и одобрения. Травля — это не проблема жертвы или буллера. Это проблема среды, и свидетели — единственные субъекты, обладающие реальными возможностями повлиять на ситуацию.
Предпосылки деструктивного поведения свидетелей травли
«Отсутствие действия — тоже действие и катализатор ситуации травли. Вся ситуация развивается с молчаливого согласия наблюдателей».
1. Образ жертвы травли
- Стереотипы: травят только «ботаников», тревожных, социально незащищенных, молчаливых, скромных, неспортивных, с пониженной самооценкой и т.п.
- «Провоцирующие особенности жертвы»: «необычная» манера говорить, «необычный» смех, «необычный» юмор, неосторожное поведение, «необычные» привычки, «необычный» стиль.
-
Стигматизация: пол, раса, национальная принадлежность, религия, состояние здоровья, особенности внешности, речи, поведения. Который укоренен в сознании он основан на стереотипах.

Эти факторы приводят к появлению так называемого «виктимблейминга» — обвинение жертвы и оправдание агрессора. Виктимблейминг (от англ. victim — жертва и blame — обвинять) это явление, когда на жертву преступления, несчастного случая или насилия возлагается ответственность за случившееся.
Слышали ли вы когда-нибудь что-то подобное (а может быть думали и говорили сами)?
- Сам виноват, нечего выделяться!
- Сам виноват, не дал отпор!
- Сам виноват, слабак!
- Сам виноват, не такой, как мы!
- Сам виноват, слишком бурно реагирует!
- Сам виноват, такой тихоня!
- Ну это понятно, что его травят. Он же (не той национальности, роста, веса, вкусов, интересов, способностей)!
«Травля — это не проблема жертвы, это проблема системы и класса в целом. Жертвой буллинга может стать каждый».
2. Страх стать следующей жертвой
Переживание страха, беспомощности, стыда за свое бездействие и одновременно желание присоединиться к агрессору.
Усвоенные установки: «не нарывайся», «не высовывайся», «каждый должен уметь постоять за себя», «это жизнь», «каждый сам за себя».
Страх, «невпускание» ситуации в сферу своей ответственности («я лучше не буду дружить с Петей, потому что его травят, а мне тогда придется защищать», «ничего не вижу, ничего не слышу, хотя и все понимаю», «это не мое дело», «я прихожу в школу учиться»). Страх идентифицироваться / быть идентифицированным с жертвой: «держаться подальше, чтобы не подумали, что мы общаемся, и я такой же, как и он».
Эти факторы приводят к притуплению эмпатии, формированию восприятия среды как небезопасной, выученной беспомощности, нормализации насилия
3. Неумение заступиться, неуверенность в своих силах, незнание способов поддержать жертву травли
Отсутствие примеров ассертивности (уверенного поведения) в ближайшем окружении;
Страх оказаться одиноким в своем желании помочь жертве травли;
Страх не справиться с буллером, самому стать жертвой или навредить;
Незнание о ресурсах поддержки.
Эти факторы приводят к формированию восприятия среды как небезопасной, чувству вины за бездействие (особенно в случае экстремальной развязки), неуверенность в себе, тревожность о возможном возмездии.
Комплексное влияние всех указанных факторов приводят к притуплению эмпатии, формированию восприятия среды как небезопасной, выученной беспомощности, нормализации насилия и образует травму свидетеля.
Какие компетенции необходимо развивать у школьников, чтобы не допустить возникновения ситуации травли?
- Умение распознавать собственные эмоции и мысли, понимание их влияния на поведение, развитие децентрации (умения видеть ситуации с различных точек зрения);
- Умение распознавать эмоции и состояния других людей, проявлять эмпатию и руководствоваться ею в поведении;
- Понимание социальных и этических норм поведения;
- Способность устанавливать и поддерживать позитивные взаимоотношения с другими, развитие навыков сотрудничества, разрешения конфликтов, ассертивного поведения;
- Навыки решения проблем: умения делать обоснованный самостоятельный конструктивный выбор, оценивать последствия своего выбора и нести за него ответственность;
- Навыки оказания эмоциональной поддержки;
- Уважительное отношение к различиям, ценность многообразия;
- Включенность, ответственное отношение к происходящему в классе, активная позиция.
«Работа, направленная на профилактику буллинга, — это хороший задел для воспитания активных и неравнодушных граждан».