Суффикс как часть слова
- Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах; познакомить с новыми группами суффиксов
- суффикс, уменьшительно-ласкательные суффиксы, совершенствование графического навыка, словарные слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 — знакомство со значением суффикса -еньк-, повторение материала предыдущего урока: суффикс имеет значение, с его помощью образуются новые слова. |
3 | 3. Введение нового материала | Рубрики «Вспомни изученное» и «Подсказка» вводят алгоритм нахождения суффикса в слове. До прочтения рубрик учитель задаёт вопрос: что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс? (Суффикс — это часть слова между корнем и окончанием, значит, сначала нужно найти в слове окончание. Для этого следует изменить форму слова. Потом необходимо найти корень. Чтобы найти корень, нужно подобрать к слову родственные слова и найти их общую часть, а затем часть, которая стоит между корнем и окончанием, — это и будет суффикс.) Ученики должны понять необходимость соблюдения порядка выделения суффикса: во-первых, постараться найти слово, от которого образовалось данное с помощью найденного суффикса; во-вторых, подобрать ещё несколько слов с таким же суффиксом. Это поможет избежать ошибок, связанных с механическим, неосознанным выделением суффиксов. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 2 — отработка алгоритма выделения суффиксов. Вызванные к доске ученики подробно комментируют свои действия. В зависимости от темпа работы класса учитель определяет, сколько слов из каждой группы с одним и тем же суффиксом разбирается письменно. Остальные слова анализируются устно, и после этого делается вывод о значении суффикса. В процессе выполнения важно достичь осознанности в применении алгоритма. Обязательно нужно отметить чередование согласных в корне слов башмак — башмачок, крюк — крючок. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (трудное) — образование слов с заданным значением. Начинается фронтально, устно, заканчивается самостоятельно, письменно. Учащиеся устно работают с несколькими словами, после чего учитель просит назвать принцип, по которому можно разделить ласковые формы имён на группы. Легко заметить, что ряд слов образуется с помощью одного и того же суффикса (для одной группы это суффикс -очк-, для второй — -еньк-, для третьей — -ечк-). После этого разбираются причины ошибок Серёжи. Причина первой ошибки: Серёжа забыл, что новое слово образуется при добавлении суффикса не ко всему слову, а к его корню: Люд- + -очк- = Людочка. Причина второй ошибки: имя Наташенька Серёжа должен был образовать от корня имени Наташа с помощью суффикса -еньк-. Правило написания сочетания жи — ши, которое действует только под ударением, здесь неуместно. Далее учащимся предлагается самостоятельно подобрать ещё несколько имён с данными суффиксами. |
6 | 6. Введение нового материала | Упражнение 4 (работа в группе) — знакомство с суффиксами, с помощью которых образуются отчества людей. Схема анализируется устно. При анализе схемы ученики называют исходное имя, отмечают, какие суффиксы образовывают женские отчества, а какие — мужские. Отчества, образованные от исходных имён, проговариваются орфографически, напоминается правило о написании отчеств с прописной буквы, после чего начинается работа в группах с последующей взаимопроверкой. Возможная трудность. Написание отчеств Николаевич, Андреевич (ошибочные написания типа «Николайевич», «Андрейевич» или «Андревич»). Помощь. Обсудить образец Сергей — Сергеевич: буквы й в отчестве нет, есть две буквы е — одна в корне, другая в суффиксе. Вторая буква е при этом обозначает два звука, первый из которых — [й’]. |
7 | 7. Словарная работа | Составить и записать предложение со словом фами́лия. |
8 | 8. Дополнительный материал | Дополнительная работа. Прочитать написанную на доске скороговорку. Найти родственные слова. Выписать их. Грачиная скороговорка Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать нам пора Для укрепления пера!» (М. Бородицкая) После того как слова названы, учитель предлагает найти среди родственных то слово, от которого образованы все остальные, и записать его первым. Запись: грач, грачиная, грачиха, (с) грачатами. В словах выделяются корень, окончание (форма слова изменяется устно), суффикс. Выполнение задания способствует отработке умения выделять в словах суффиксы. Можно предложить списать всю скороговорку. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний строчных букв о, б, в, ф, э, ю и л, м, я. Прописать соединения букв оя, ол, ом, бл, бм. |
10 | 10. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |