Сценарий заседания дискуссионного клуба старшеклассников по теме "Уроки революции 1917 г."
В рамках дискуссионного клуба старшеклассники под руководством педагога обсуждают различные оценки причин, хода и результатов событий Великой российской революции, которые высказывали как современники эпохи, так и отечественные историки. По итогам заседания клуба школьники подходят к выводу о губительности для общества кровавых радикальных революционных перемен и необходимости максимального следования эволюционным путем развития.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Пояснительная записка
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у обучающихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, отстаивать свою позицию. Решить актуальные задачи образования позволяет использование такой формы работы как дискуссионный клуб.
Данная форма работы построена на альтернативе, сопоставлении различных точек зрения, она дает возможность участникам сформировать собственную позицию и умение ее отстаивать. Число участников такой встречи ограничено, свободный обмен мнениями по актуальным вопросам предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников.
Тема дискуссии сообщается заранее, (обозначена тема, место, время проведения, и кто приглашается на данное мероприятие).
Дискуссионный клуб призван решить задачи:
- создание условий для самореализации личности;
- развитие у обучающихся коммуникативных качеств;
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к истории,
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Дискуссионный клуб старшеклассников «Новый взгляд» работает в МАОУ-СОШ №4 г. Асино пять лет. Ежегодно проводится не менее двух заседаний клуба.
Участниками заседаний клуба являются старшеклассники (обучающиеся 10-11 классов образовательных организаций Томской области).
Заседания проходят в очной форме в виде открытой дискуссии по актуальным проблемам истории и современности при участии общественности, журналистов, педагогов, при информационной поддержке Регионального центра развития образования Томской области (ОГБУ «РЦРО»).
Формат заседания клуба предполагает свободный интеллектуальный обмен мнениями по заявленной теме. Продолжительность работы – 2-3 часа.
Правила организации и проведения дискуссионного клуба отражены в «Положении о дискуссионном клубе обучающихся «Новый взгляд».
По результатам работы дискуссионного клуба все участники заседания отмечаются сертификатом участия, наиболее активные участники награждаются дипломами в номинациях, учителя - благодарственными письмами.
Cсценарий заседания дискуссионного клуба старшеклассников «Новый взгляд» по теме: «Уроки революции 1917г.»
1. Организационный этап
Учитель (ведущий) обращается к присутствующим с приветственным словом. Представляет:
- команды обучающихся образовательных организаций (школ, гимназий, колледжей),
- экспертов и гостей (учителя образовательных организаций, журналисты местных СМИ, сотрудники культурно-просветительских организаций, представители общественности),
- учеников - помощников учителя при проведении заседания клуба.
Отмечает, что по результатам работы клуба активным участникам будут вручены сертификаты и дипломы.
2. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя (ведущего): «В истории найдется не много событий, которые оказали бы столь сильное влияние на весь ход развития человечества, как российская революция 1917 года. В 1917 году Российское государство, отвергнув веками существовавший монархический строй, коренным образом изменило вектор своего исторического развития. Россия на короткое время стала самой свободной страной в мире. Но демократическая альтернатива, в течение восьми месяцев 1917 года, успевшая трансформироваться из либерально-демократической в радикально-демократическую, так и не осуществилась. Сегодня многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять «Февральскую» и «Октябрьскую» революции. Очевидно, целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента».1 Почему так случилось? В рамках работы дискуссионного клуба участники заседания получат возможность высказать свою точку зрения по ряду дискуссионных вопросов, связанных с причинами, ходом, значением революции 1917г., услышат мнение оппонентов».
Прежде чем приступить к обсуждению проблемных дискуссионных вопросов учитель предлагает вспомнить имена деятелей периода революции и выполнить задание «революционный портрет». На экране (или в виде раздаточного материала) обучающимся предлагаются портреты деятелей периода революции 1917г.: Г.Е. Львова. В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, А.Ф. Керенского и т.д. (Приложение 1). Предлагается высказаться о роли каждого из них в революционных событиях 1917г. (Возможно как индивидуальное выступление, так и презентация результатов работы команды образовательной организации одним из обучающихся).
На этапе актуализации знаний, в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта (ИКС) целесообразно использовать материал исторического краеведения.
Примечание: в соответствии с ИКС «история в школе должна изучаться на трех уровнях: федеральном (базовом), региональном и локальном. Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи».2
По теме «Революция и наш край (город, область и т.д.) в годы революционных потрясений» выступает заранее подготовленный ученик. Выступление сопровождается мультимедиа презентацией (Приложение 2).
3. Революция в России: «кто виноват?» и «что делать»?
Обсуждение дискуссионных вопросов
Учитель обращает внимание присутствующих на то, что «из томов, написанных историками и политологами нашей страны и всего мира о событиях 1917 г., можно соорудить, пожалуй, приличную горную вершину. Еще не меньше будет написано, но вряд ли когда-нибудь исследователи придут к единой точке зрения. Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. С уходом династии Романовых прервалась традиция российской государственности, власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду нации. Либералы и социалисты (эсеры и меньшевики) полагали, что Февраль открыл путь к свободе, к демократии. Большевиков они считали «контрреволюционерами слева». Советская власть снова закабалила народ – установилась не диктатура пролетариата, а «диктатура над пролетариатом». Сами большевики считали Февраль прологом Октября. Они видели в ходе событий отражение своей правоты – революция «расширялась» и «углублялась», от первого этапа – буржуазно-демократического она шла ко второму – социалистическому. Только советская власть, утверждали большевики, отвечала коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости»3 .
Ученики-помощники учителя наизусть зачитывают произведения поэтов – свидетелей революционных событий: В. Маяковского, В Брюсова, С. Есенина, А Блока и т.д. (Приложение 3) Участники заседания клуба убеждаются в неоднозначной оценке событий 1917г. данной поэтами.
Учитель предлагает перейти к обсуждению проблемных вопросов (участники клуба имели возможность заранее познакомиться с перечнем вопросов в соответствии с Положением о проведении дискуссионного клуба). Учитель представляет обучающихся - учеников, выступающих в качестве помощников в проведении заседания, задача которых - озвучивать мнение современных российских историков по каждому из обсуждаемых вопросов, чтобы задать тон обсуждению перед тем, как участники заседания клуба смогут высказать свои точку зрения:
- 1-й: О. Волобуев, доктора ист. наук
- 2-й: Г. Иоффе, доктора ист. наук,
- 3-й: А. Степанский, доктора ист. наук
(Используются материалы «Круглого стола», журнал «Родина», 1992г,, №4)
3.1. Революция 1917г.: случайность, закономерность, неизбежность?
Присутствующим предлагается к просмотру видеофрагмент документального фильма 1965г., «Революции 1917 года. Как это было. Вспоминает В. Шульгин», в котором один из наиболее активных участников революции монархист, депутат Государственной Думы В.В. Шульгин высказывает свое мнение о причинах событий весны-лета 1917г. (ссылка на видеозапись:
(с 12:58 до 16:00 мин.). Учитель предлагает участникам заседания прокомментировать высказывания В. В. Шульгина.
Учитель предлагает обратиться к материалу учебника истории «История России начало XX-начало XXI века», (авторы: О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов, издательство «Дрофа») и прокомментировать высказывания современников и участников революционных событий:
«Из доклада Ленина в январе 1917 г. «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв грядущей революции».
Из воспоминаний видного кадета В.Д. Набокова: «Когда теперь, более года спустя, я мысленно хочу вновь пережить первые два месяца существования Временного правительства, в моем воспоминании возникает довольно хаотичная картинка… И припоминается основное настроение: все переживаемое представляется нереальным»4 .
Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков по данному вопросу:
- О. Волобуев: «Революция – стечение обстоятельств.
- Г. Иоффе: «Революция не носила неотвратимого характера».
- А. Степанский: «Февральский «взрыв» был неизбежен» 5
Учитель предлагает участникам дискуссионного клуба высказать свою точку зрения по вопросу: случайной, закономерной или неизбежной была революция 1917г.?
Данный этап заседания проходит в формате конкурса красноречия. Один обучающийся от образовательной организации делает краткое (1 минута) выступление по заявленной теме «Революция 1917г.: случайность, закономерность, неизбежность?»
Примечание: Формат дискуссионного клуба не предполагает, что присутствующие обязаны прийти к единообразному мнению, тем не менее, целесообразно, если учитель (модератор) будет делать обобщающий вывод после обсуждения каждого вопроса.
3.2. Февральский переворот – массовое движение, «заговор оппозиции» или пролетарско-солдатский «взрыв»?
Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков по данному вопросу:
- О. Волобуев: В революции соединились массовое движение и заговор оппозиции
- Г. Иоффе: Решающей в революции была антицарская деятельность либералов
- А. Степанский: революцию совершил народ, это – пролетарско-солдатский «взрыв»6 .
Участники заседания высказывают мнение о характере и движущих силах революции.
Учитель обращается к участникам клуба с вопросом: как характер и движущие силы революции описаны (представлены) в учебнике истории «История России начало XX-начало XXI века», (авторы: О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов, издательство «Дрофа»)?
Учитель подводит итоги обсуждения
3.3. Февраль и Октябрь: демократия, военная диктатура или большевизм?
Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков:
- О. Волобуев: Демократия в России после Октября имела шанс, но им не воспользовалось Временное правительство.
- Г. Иоффе: Демократический вариант был возможен, но помешал раскол «демократического фронта», Корниловский мятеж.
- А.Степанский: Временное правительство не решило главного вопроса – аграрного, крестьяне не получили землю от царя, теперь, после Февраля, они не получили ее и от Временного правительства, последняя надежда осталась на большевиков7 .
Участники заседания высказывают мнение о возможности осуществления разных альтернатив, возможных вариантов развития событий в период лета-осени 1917г.
Для ответа на вопрос о причинах победы большевиков осенью 1917г. учитель предлагает прокомментировать высказывания современников революционных событий:
Ф.А. Степун, статья «Мысли о России»: «…русская революция в России была по своей сути «стихией русской души, которая в 1917 году откликнулась на коммунистическую проповедь Ленина, и круг тех явлений, который был порожден этим откликом».
Н.А. Бердяев: «это (большевики) - единственная власть, выполняющая хоть как-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей».
С.Л. Франк: «Социализм увлек народные массы «не своим положительным идеалом, а своей силой отталкивания от старого строя»8 .
Участникам заседания предлагается видеофрагмент документального фильма «Факты, о которых молчали». (ссылка на видеозапись:
мин: 23:55-25:05), предлагает высказать свое мнение по вопросу о роли В.И. Ленина в революции 1917г».
Учитель подводит итоги обсуждения.
3.4. Уроки революции
При обсуждении данного вопроса участникам клуба предлагаются высказывания современников событий 1917 года о смысле и значении Русской революции в истории Российского общества. Излагается точка зрения участников дискуссионного клуба на предложенное (выбранное) высказывание историка, современника, общественного деятеля о революции 1917г.
Бердяев Н.А.: «Революция всегда означает, что не было положительных творческих духовных сил, улучшающих и возрождающих жизнь, осуществляющих больше правды. Революция есть кара, посылаемая людям за то, что они не обнаружили творческой духовной силы, не творили лучшей жизни… Желать можно лишь положительного творчества, лучшей жизни…, лишь духовно-социального обновления и возрождения…, революция есть болезнь, катастрофа, прохождение через смерть».
С.Л. Франк: «Революция это всегда болезнь общества и, как всякая болезнь, «само по себе не приводящая к удовлетворению органических потребностей, к чему-то «лучшему». Цена же революции всегда одна: «в конце всякой революции общество, в результате неисчислимых бедствий и страданий анархии, оказывается в худшем положении, чем до нее. Революция это попытка, «с помощью взрыва исправить недостатки паровой машины» или, с помощью землетрясения «установить целесообразную распланировку улиц города».
И.А. Ильин: «Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет».9
Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков:
- О.Волобуев: Все революции являются разрушительной стихией.
- Г.Иоффе: Революционные методы в ХХ веке себя не оправдали, и не могли оправдать, ибо основаны на насилии.
- А Степанский: революции происходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию10 .
Ученик зачитывает стихотворение М.Волошина «Мир» (ссылка на видеозапись:
мин: 42:28 – 44:00 )
С Россией кончено. На последях
Ее мы прогалдели, проболтали.
Пролузгали, пропили, проплевали.
Замызгали на грязных площадях.
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пришли на нас огонь, язвы и бичи,
Германцев с Запада, Монгол с Востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
Учитель обращается к присутствующим с вопросом: «Что хотел донести до нас поэт «Серебряного века? Какой урок мы должны извлечь из революции 1917г.?»
Учитель подводит итоги обсуждению: Российские революции во многом основаны на бунте, стихийности. Революционная волна часто смывает и весь положительный опыт, накопленный временем. Революционные методы себя не оправдывают, ибо основаны на насилии. Важный урок революций: они происходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию. Сегодня всем необходимо понимать важность диалога в решении существующих проблем, стремиться к достижению согласия. Будем надеяться, что уроки революции 1917г. не будут забыты.
4. Подведение итогов работы дискуссионного клуба
Экспертам предоставляется возможность высказать свой взгляд по обсуждаемым проблемам, задать вопросы участникам дискуссионного клуба.
Активным участникам заседания дискуссионного клуба вручаются дипломы и сертификаты (Приложение 4).
1 О. Волобуев, В Клоков, М. Пономарев, В Рогожкин. Учебник История. Россия и мир 11 класс, базовый уровень, § 8–9. Российская революция 1917 года Изд-во «Дрофа»
2 Региональная, локальная и этническая история в условиях введения ИКС: проблемы и перспективы.
3 О. Волобуев, В Клоков, М. Пономарев, В Рогожкин. Учебник История. Россия и мир 11 класс, базовый уровень, § 8–9. Российская революция 1917 года
4 О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов учебник для 10 класса «История России началоXX- начало XXI века» пп. №3-5 стр 23
5 . «Логика переворота» журнал «Родина», 1992 г. №4. Стр. 89-91
6 Материалы «круглого стола», журнал «Родина», 1992 г. №4., стр 89-91
7 См. там же
8 Современники событий 1917 года о смысле и значении Русской революции в истории Российского общества
9 Современники событий 1917 года о смысле и значении Русской революции в истории Российского общества
10 Материалы «круглого стола», журнал «Родина», 1992 г. №4., стр 89-91