Сценарий образовательной ситуации «Безопасная дорога»
Образовательные задачи:
- Актуализировать опыт детей по теме «Правила дорожного движения» для использования его в процессе совместной деятельности.
- Формирование навыков безопасного поведения на дороге.
- Использование построенной модели в процессе взаимодействия со сверстниками в сюжетно-ролевых играх по теме совместной деятельности.
- Формировать коммуникативные навыки на основе сотрудничества детей и взрослых, развивать эмоциональную отзывчивость детей.
- Развивать познавательную активность детей при изучениии ПДД.
Практическая задача для детей: Помочь сказочным персонажам построить лего-макет «Безопасная дорога».
Материалы: комплекты образовательных конструкторов LEGO Education «LEGO Duplo», «POLYDRON.Магитный», схемы разного уровня сложности (цветные и черно-белые) «Транспорт», карточки Глена Домана «Светофор», «Транспорт», технологические карты «Общественный и муниципальный транспорт», «Машины», мультимедийное оборудование, мультфильм «Истории игрушек», «Робокар Полли. ПДД», лего-раскраски «Машины», «Полицейский», модели дорожных знаков.
Процесс совместной деятельности
1 часть
Игровая ситуация
Дети играют. Воспитатель включает мультфильм «Истории игрушек. Авария на дороге», привлекая внимание детей. Дети подходят к экрану и просматривают фрагмент мультфильма.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Робин попал в аварию?
Дети выражают предположение, что Робин и Мэтью превысили скорость, нарушили правила дорожного движения, поэтому произошла авария.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что необходимо знать, чтобы аварий на дороге не было? – проблемная задача.
Дети высказывают предположение, что все должны соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель: Правильно, ребята! Всем надо знать ПДД. В любом городе и в нашем поселке на дорогах есть дорожные знаки, которые можно прочитать. Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни:
Зеленый, желтый, красный.
На экране – светофор с текстом загадки
Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня светофор приглашает вас в страну Безопасная дорога. Пропуском в эту страну будет построенная вами отгадка из кирпичиков конструктора LEGO – светофорчики. Как вы думаете, кирпичики какого цвета вам понадобятся для того, чтобы построить светофор?
Дети отвечают. Воспитатель берет кубики в соответствии с текстом и строит светофор-образец
- Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться … опасно! - Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для … движенья! - Свет зеленый говорит:
«Проходите! Путь … открыт!»
Воспитатель берет карточку Глена Домана «Светофор»
Воспитатель: Предлагаю каждому из вас, ребята, построить свой светофорчик – пропуск. При необходимости используйте карточку Г. Домана «Светофор» или картинку – подсказку на экране. Сколько кирпичиков вам понадобится?
Дети отвечают. Каждый ребенок строит пропуск – светофор
На экране – слайд с изображением дорожных знаков, на столе – модели дорожных знаков (светофор, пешеходный переход, дети, въезд запрещен, дети, велосипедная дорожка и др.).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и в стране Безопасная дорога. Посмотрите, сколько здесь жителей! Как вы думаете, кто это?
Дети высказывают предположение, что это дорожные знаки
Воспитатель: Дорожные знаки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»
Знаки появляются на экране
- Осторожно, дети!
Этот знак дорожный
Знают все на свете.
Он зовёт, он просит:
«Осторожно, дети!» - Велосипедная дорожка
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет! - Движение запрещено»
Вот кружок с каемкой красной,
А внутри рисунка нет.
Круг пустой зимой и летом,
Как же знак зовется этот? - Пешеходная переход
В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорога безопасна,
Здесь ему не страшно. - Пункт медицинской помощи
Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти.
Какой? - Движение пешеходов запрещено
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!" - Остановка
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. - Подземный пешеходный переход
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Есть еще для вас игра.
Вам понравится она.
Текст внимательно читайте,
Хором дружно отвечайте!
- Кто из вас в вагоне
Тесном уступил старушке место? - Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? - Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? - Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора? - Знает кто, что красный свет
Это значит – хода нет? - Кто прыгал у самого носа машин,
Возле сердито надувшихся шин? - Кто слушаться старших никак не хотел
И на него грузовик налетел?
Воспитатель: Ребята, представьте на минутку, что ПДД отменили и каждый делает на дороге всё, что ему захочется. Как вы думаете, что произойдет в такой ситуации?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Вам нравится такая ситуация без ПДД?
Дети высказываются
Воспитатель:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Шофер и пешеход!
Динамическая пауза «Постовой»
На экране – изображение постового
Воспитатель: Кто это, ребята? Постовой хочет с вами поигать! Повторяйте, пожалуйста, движения за ним!
Дети повторяют движения по тексту
- Постовой стоит упрямый, (Шагаем на месте)
- Людям машет: «Не ходи!» (Руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
- Здесь машины едут прямо. (Руки перед собой)
- Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
- Посмотрите: улыбнулся, (Руки на пояс)
- Приглашает нас идти. (Шагаем на месте)
- Вы, машины, не спешите, (Погрозить пальчиком)
- Пешеходов пропустите! (Шагаем на месте)
Практическая задача «Макет «Безопасная дорога»
Воспитатель: Ребята, вы так хорошо знаете дорожную азбуку. И эти знаки вы сделали сами. Молодцы! (Воспитатель берет в руки модели дорожных знаков). Предлагаю построить для Робина и Мэтью Безопасную дорогу. Как вы думаете, из чего можно построить дорогу?
Дети высказывают предположения
Воспитатель: А у меня для вас есть что – то очень интересное!
Воспитатель берет контейнеры с конструкторами «Общественный и муниципальный транспорт»
Есть контейнер у меня,
В нем живут мои друзья.
Очень они разные:
Желтые и красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться!
Что это, ребята?
Дети: детали конструктора – кубики, кирпичики. Воспитатель открывает контейнер.
2 часть
Решение задачи детьми:
Дети высказываются, что они могут построить дорогу из деталей конструктора.
Воспитатель: Какие детали вам нужны для постройки дороги?
Дети уточняют название деталей: кирпичики, кубики, знаки, человечки, детали машин.
Воспитатель: Какого размера и цвета детали вы выберите для постройки?
Дети называют большие и маленькие детали, выбирают их размер и цвет.
Воспитатель: Каким способом можно построить Безопасную дорогу?
Дети предполагают, что можно накладывать детали друг на друга вертикально и соединять горизонтально.
Воспитатель: Чтобы ваши ручки не устали, предлагаю поиграть!
Пальчиковая гимнастика «Наши ручки»
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (Прижимаем к ладони друг к другу).
Если пальчики заплачут –
Кто-то обидел их, значит. (Трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (Замочек)
Решение практической задачи детьми:
Воспитатель: Ребята, ваши ручки готовы трудиться. Вы можите приступить к строительству Безопасной дороги. При необходимости вы можете использовать схемы.
Дети самостоятельно договариваются между собой, самостоятельно строят парами (или группами) на ковре (или на столах) по их выбору. Воспитатель предлагает детям цветные или черно-белые схемы разного уровня сложности в зависимости от индивидуальных потребностей детей (при необходимости).
Воспитатель поддерживает инициативность и самостоятельность детей в выборе объединения детей (парами, группами, коллективно). В процессе продуктивной деятельности воспитатель оказывает помощь детям, которые в ней нуждаются (педагог ведет индивидуальную работу, стимулирует и направляет деятельность детей с помощью целевых вопросов). Воспитатель предлагает детям индивидуальные постройки объединить в одну и обыграть построенную модель.
Дети обыгрывают модель
3 часть
Обсуждение результатов: оценка совместной работы
Дети с воспитателем рассматривают построенную общую модель дороги
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, о построенной Безопасной дороге. Для кого вы его строили? Что у вас получилось? Что не получилось?
Мы из лего собираем,
Разбираем, думаем,
А потом изобретенье
Всем мы демонстрируем!
Дети составляют мини-рассказы о построенной модели (для кого построили, достигли ли цели, какие детали использовали, нужна ли была схема, что получилось из задуманного, что не получилось) анализируя построенную модель, оценивают совместную модель.
Воспитатель: Ребята, каждая команда построила элементы (части) Безопасной дороги. Что вы предлагаете с ними сделать?
Дети высказывают предположения, что элементы дороги можно соединить в один макет Безопасной дороги
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, где построенную вами Безопасную дорогу можно использовать?
Дети высказывают предположение, что Безопасную дорогу можно использовать для игры и изучения ПДД
Воспитатель: Понравится ли вот такая Безопасная дорога Робину и Мэтью, которые чуть не попали в аварию? Как вы думаете, вы помогли детям вспомнить ПДД?
Дети высказвают предположение, что построенная ими безопасная дорога понравится персонажам мультфильма и они будут выполнять ПДД.
Воспитатель: Думаю, что вы, ребята, будите соблюдать ПДД. Ребята, нам пора возвращаться из страны Безопасная дорога. Предлагаю вам, ребята, построить общую башню, по цвету которой мы определим, получилась ли у нас Безопасная дорога. Если вы думаете, что получилась, возьмите кирпичик зеленого цвета, если – получилось не совсем то, что вы задумали, возьмите кирпичик желтого цвета, если вы думаете, что Безопасная дорога совсем не получилась, возьмите кирпичик красного цвета.
Дети строят общую башню, оценивая совместную работу, с помощью кирпичиков зеленого, желтого и красного цвета.
Воспитатель: Ребята, светофор оставил для вас «Клятву грамотного пешехода». Прочитаем ее вместе?
На экране – слайды клятвы. Дети читают вместе с воспитателем
- Я буду переходить дорогу только … по пешеходному переходу.
- На красный сигнал светофора я буду … стоять.
- На желтый сигнал светофора я буду … ждать.
- На зеленый сигнал светофора я буду … идти.
- Я не буду кататься на велосипеде по … проезжей части.
- Я не буду играть в мяч на … проезжей части.
- Я буду внимательным и дисциплинированным пешеходом.
- Я буду соблюдать правила дорожного движения
Воспитатель: Ребята, на память я дарю вам лего-раскраски. Надеюсь, что вам понравилось в стране Безопасная дорога!
Выходя на улицу
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – …внимание!
И помните: Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!
Вот как в ЛЕГО стране бывает:
Все, что мы любим – оживает!
Предлагаю встать в круг и соединить ладошки.
Дети встают в круг
Ребята, я открою вам секрет:
Лучше вас лего-ребят
На свете нет!
Крикнем громко все
Друг другу: «ЛЕГО …ПРИВЕТ!»
Воспитатель дарит детям лего-раскраски.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.