Внимание! Есть существенные отличия в структуре учебников О. С. Габриеляна издательства «Просвещение» и ООО «ДРОФА»
Учебники по химии О. С. Габриеляна издательства «Просвещение» значительно отличаются по структуре от УМК издательства «ДРОФА» того же автора, поэтому для перехода на них потребуется 15 часов резервного времени и кардинальное изменение рабочей программы. Преемственными для «дрофинского» Габриеляна являются УМК Н. Е. Кузнецовой и УМК под ред. В. В. Лунина. Такое письмо, полный текст которого размещен ниже, было разослано руководителям организаций дополнительного профессионального образования и общеобразовательных организаций.Уважаемые коллеги!
В декабре 2018 г. опубликован приказ № 345 Министерства просвещения Российской Федерации о Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Согласно этому документу сократилось количество линий учебников, которые можно использовать в школе.
В целях сохранения преемственности в обучении химии на уровне основного общего и среднего общего образования корпорация «Российский учебник» рекомендует использовать учебники, выпускаемые издательствами «ДРОФА» и «ВЕНТАНА-ГРАФ», в случае если используемый вами ранее учебник не попал в действующий Федеральный перечень учебников. Это актуально для учителей, использовавших в своей работе УМК О.С. Габриеляна издательства ООО «ДРОФА».
В информационном письме от 30 января 2019 г. АО «Издательство «Просвещение» утверждает, что выпускаемые им учебники О.С. Габриеляна по структуре не отличаются от учебников издательства ООО «ДРОФА». Это утверждение не соответствует действительности, о чем свидетельствует сравнение содержания учебников.
О.С. Габриелян. «Химия. 8 класс» |
|
ООО «ДРОФА» |
«Просвещение» |
Глава I. Атомы химических элементов |
Глава I. Первоначальные химические понятия |
Глава II. Простые вещества |
Глава II. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии |
Глава III. Соединения химических элементов |
Глава III. Основные классы неорганических веществ |
Глава IV. Изменения, происходящие с веществами |
Глава IV. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома |
Глава V. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции |
Глава V. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции |
О.С. Габриелян. «Химия. 9 класс» |
|
Глава I. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева) |
Глава I. Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции |
Глава II. Металлы |
Глава II. Химические реакции в растворах |
Глава III. Неметаллы |
Глава III. Неметаллы и их соединения |
Глава IV. Подготовка к ОГЭ |
Глава IV. Металлы и их соединения |
|
Глава V. Химия и окружающая среда |
|
Глава VI. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ |
Чтобы заменить учебники УМК Габриеляна издательства ООО «ДРОФА» на учебники АО «Издательство «Просвещение» того же автора, требуется 15 часов резервного времени и кардинальное изменение рабочей программы.
При необходимости закупки учебников для 9 класса, корпорация «Российский учебник» для обеспечения преемственности предлагает переход с учебников О. С. Габриеляна на УМК Н. Е. Кузнецовой и УМК под ред. В. В. Лунина. Указанные учебники входят в обновленный федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 r. № 345).
№ ФПУ |
Авторский коллектив |
Наименование учебника |
Класс |
Наименование издателя учебника |
1.2.5.3.2.1 |
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др. / под ред. Лунина В.В. |
Химия |
8 |
ООО «ДРОФА» |
1.2.5.3.2.2 |
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др. / под ред. Лунина В.В. |
Химия |
9 |
ООО «ДРОФА» |
1.2.5.3.4.1 |
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. |
Химия |
8 |
ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» |
1.2.5.3.4.2 |
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. |
Химия |
9 |
ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» |
Мы рекомендуем наши учебники, поскольку переход на них потребует наименьших временных затрат и минимального изменения рабочих программ (приложения 1, 2). Выпускаемые нами учебники созданы авторами - действующими преподавателями, профессорами ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) и академиками РАН.
Осознавая сложность перехода с одного УМК на другой, корпорация «Российский учебник» осуществляет комплекс мер, облегчающих этот переход. Методические рекомендации по использованию учебников УМК В.В. Лунина и УМК Н.Е. Кузнецовой размещены на сайте rosuchebnik.ru в разделе Методическая помощь по предмету «Химия».
Для комплексной методической поддержки педагогов корпорация «Российский учебник» предлагает семинары, вебинары, а также цифровые сервисы на платформе «LECTA», которые оказывают действенную помощь учителю в организации учебного процесса.
Обращаем внимание, что согласно п. 4 приказа № 345, «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 r. № 253... » Таким образом, у учителей есть возможность продолжать работать по выбранным ими ранее учебникам.
Просим вас представленную выше информацию довести до сведения педагогических работников и ваших партнеров.
Приложение 1
Общие рекомендации по изучению курса химии 9 класса при переходе с УМК О.С. Габриеляна (издательство «Дрофа») на УМК Н.Е. Кузнецовой (ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» (2 ч в неделю, всего - 70 часов, из них 3 ч - резервное время)
Наиболее удачный и продуктивный переход возможен на УМК Н.Е. Кузнецовой при небольшой доработке рабочей программы, а именно:
- добавление в начало курса 9 класса темы по повторению изученного в 8 классе (4 часа), в которой идет повторение ключевых вопросов предыдущего класса «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Классы неорганических веществ», «Амфотерные вещества». Это даст возможность актуализировать знания по ключевым вопросам курса химии основной школы и подготовит учащихся к изучению сложных тем курса 9 класса;
- уменьшение количества часов по теме «Растворы. Теория электролитической диссоциации». Данная тема изучалась по УМК О.С. Габриеляна в самом конце 8 класса, когда в конце учебного года, как правило, у учащихся самая низкая работоспособность и мотивация к учебе. Тема же является ключевой при решении многих заданий ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому считаем целесообразным оставить эту тему для изучения и использовать для закрепления изученного в 8 классе и отработки навыков по решению заданий на эту тему. При изучении этой темы особое внимание следует уделить химическим свойствам всех классов неорганических веществ и решению расчетных задач по уравнения химических реакций, так как эти вопросы лежат в основе решения всех химических задач.
Остальные темы изучаются согласно авторской рабочей программе, которая полностью соответствует обновленному учебнику. Познакомиться с ней вы можете по ссылке.
Особенностями УМК Н.Е. Кузнецовой является дифференциация учебного материала, обеспеченная уровневым построением учебников и заданиями различной степени сложности, что позволяет легко построить индивидуальную образовательную траекторию учащихся разного уровня подготовки. В соответствии с ФГОС ведущая роль в учебниках отведена системно-деятельностному подходу на основе проблемного обучения. В текст параграфов включены планы характеристики химических объектов, алгоритмы и образцы выполнения действий и решения задач. Для организации самостоятельной работы и самопроверки в конце дана система дифференцированных заданий, помогающих ученикам успешно подготовиться к ОГЭ по химии.
В УМК Н.Е. Кузнецовой, кроме учебника, входят:
- рабочая тетрадь, в которой к каждому уроку разработаны контекстные задания с разноуровневыми вопросами;
- задачники, включающие типовые расчетные задачи, творческие задания и задания повышенного уровня сложности; в конце задачников размещены алгоритмы решения всех типов задач;
- рабочая программа, методические пособия, технологические карты, доступные для скачивания на сайте rosuchebnik.ru
Раздел рабочей программы |
Рекомендуемое кол-во часов (УМК Кузнецовой Н.Е. и др.) |
Рекомендуемое кол-во часов при переходе с УМК О.С. Габриеляна |
Рекомендуемое содержание раздела по темам |
Комментарии |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
- |
4 |
1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды |
Материал раздела с одной стороны является повторением ранее изученного в 8 классе, с другой стороны, включает материал, который в курсе Н.Е. Кузнецовой изучается в 8 классе, а в курсе О.С. Габриеляна - в 9 классе. |
Теоретические основы химии |
14 |
10 |
1. Химические реакции и закономерности их протекания (3 ч) 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (7 ч) |
Тема «Растворы. ТЭД» в курсе O.С. Габриеляна изучается в 8 классе. Поэтому при переходе целесообразно повторить ранее изученный материал с акцентом на наиболее трудные вопросы с учетом содержания КИМ ОГЭ |
Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения |
31 |
31 |
3. Общая характеристика неметаллов 4. Водород - рождающий воду и энергию 5. Галогены 6. Подгруппа кислорода и ее типичные представители 7. Подгруппа азота и ее типичные представители 8. Подгруппа углерода |
Раздел изучается полностью |
Металлы |
12 |
12 |
9. Общие свойства металлов 10. Металлы главных и побочных подгрупп |
Раздел изучается полностью |
Общие сведения об органических соединениях |
8 |
8 |
11. Углеводороды 12. Кислородсодержащие органические соединения 13. Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки) |
Раздел изучается полностью |
Химия и жизнь |
2 |
2 |
14. Человек в мире веществ 13. Производство неорганических веществ и их применение |
Раздел изучается полностью |
Приложение 2
Общие рекомендации по изучению курса химии 9 класса при переходе с УМК О.С. Габриеляна на УМК В.В. Лунина, В.В. Еремина (2 ч в неделю, всего - 70 часов, из них 2 ч - резервное время)
При переходе с УМК О.С. Габриеляна (8 класс) на УМК В.В. Лунина требуется внести в рабочую программу следующие изменения:
- сократить количество часов на изучение первой темы до 7 ч. Данная тема была уже изучена в 8 классе по УМК О.С. Габриеляна, поэтому следует актуализировать знания по ней и вспомнить решение задач по уравнениям химических реакций;
- уменьшить количество часов по теме «Химическая реакция». Данная тема изучалась по УМК О.С. Габриеляна в самом конце 8 класса. Тема является ключевой при решении многих заданий ОГЭ и ЕГЭ, поэтому считаем целесообразным оставить эту тему для изучения и использовать для закрепления изученного в 8 классе и отработки навыков по решению задач на эту тему. При изучении этой темы особое внимание следует уделить химическим свойствам всех классов неорганических веществ и решению расчетных задач по уравнениям химических реакций, так как эти вопросы лежат в основе решения всех химических задач;
- высвободившиеся часы необходимо добавить в тему «Неметаллы» на изучение строения и свойств водорода и кислорода. По УМК В.В. Лунина эти вещества изучались в 8 классе.
Остальные темы изучаются согласно авторской рабочей программе, которая полностью соответствует обновленному учебнику. Познакомиться с ней вы можете по ссылке.
Особенности УМК под редакцией В. В. Лунина:
- УМК включает учебники для 8-9 класса и учебники для 10-11 класса (базового и уrлубленноrо уровня).
- Эта линия полностью соответствует ФГОС и отличается четко выверенными междисциплинарными связями и тщательным отбором содержания, необходимого для формирования целостной естественнонаучной картины мира.
- Учебники отличает высокий научный уровень. Для изучения экспериментальных аспектов химии и развития практических навыков в учебниках размещен обширный экспериментальный материал.
- Большое внимание уделяется навыкам безопасной работы с химическими веществами.
- В курсе делается упор на межпредметные связи химии с другими естественными и гуманитарными науками.
Методические пособия с технологическими картами доступны для скачивания на сайте rosuchebnik.ru.
Раздел рабочей программы |
Рекомендуемое авторами кол-во часов |
Рекомендуемое кол-во часов при переходе с УМК О.С. Габриеляна |
Рекомендуемое содержание раздела по темам |
Комментарии |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
- |
4 |
1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева - 2 часа 2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды - 2 часа |
Материал раздела с одной стороны является повторением ранее изученного в 8 классе, с другой стороны, включает материал, который в курсе В.В. Лунина - В.В. Еремина изучается в 8 классе, а в курсе О.С. Габриеляна - в 9 классе. |
Стехиометрия. Количественные отношения в химии |
10 |
7 |
3. Моль и молярная масса - 1 час 4. Расчеты по уравнениям реакций - 2 часа 5. Закон Авогадро. Молярный объем - 1 час 6. Расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов - 2 часа 7. Контрольная работа №1 |
Материал раздела в курсе O.С. Габриеляна изучается в 8 классе. Поэтому при переходе целесообразно повторить ранее изученный материал с акцентом на наиболее трудные вопросы с учетом содержания КИМ ОГЭ |
Химическая реакция |
17 |
11 |
8. Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации - 3 часа 9. Решение задач на составление ионных уравнений - 1 час 10. Практическая работа №11 11. Окисление и восстановление - 1 час 12. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций - 2 часа 13. Электролиз - 1 час 14. Тепловые эффекты химических реакций 15. Скорость химических реакций 16. Контрольная работа №2 |
Материал раздела в курсе О.С. Габриеляна изучается в 8 классе. Поэтому при переходе целесообразно повторить ранее изученный материал с акцентом на наиболее трудные вопросы с учетом содержания КИМ ОГЭ Указано только отличающееся от авторского варианта количество часов на изучение темы. |
Неметаллы |
22 |
28 |
17. Общая характеристика неметаллов 18. Водород. Химические свойства водорода и его получение - 2 часа 19. Кислород. Химические свойства кислорода. Получение кислорода в лаборатории и в промышленности - 2 часа 20. Воздух. Горение веществ. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни - 2 часа 21. Хлор. 22. Хлороводород и соляная кислота 23. Галогены 24. Сера и ее соединения 25. Серная кислота 26. Азот 27. Аммиак 28. Практическая работа №2 29. Азотная кислота и ее свойства 30. Фосфор 31. Фосфорная кислота 32. Углерод 33. Уголь 34. Угарный и углекислый газ 35. Практическая работа №З 36. Угольная кислота и ее соли 37. Круговорот углерода в природе 38. Кремний и его соединения 39. Практическая работа №4 40. Обобщающее повторение по теме «Неметаллы» 41. Контрольная работа №3 |
Раздел изучается полностью в соответствии с рабочей программой к УМК В.В. Лунина - В.В. Еремина. Для устранения рассогласования в изучении материала по курсу О.С. Габриеляна рекомендуется включить выделенные курсивом темы из учебника химии В.В. Лунина - В.В. Еремина за 8 класс |
Металлы |
9 |
9 |
|
Раздел изучается полностью |
Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах |
4 |
4 |
|
Раздел изучается полностью |
Начальные сведения об органических соединениях |
5 |
5 |
|
Раздел изучается полностью |
Приложение 3
Сравнительная характеристика наполненности содержания различных учебников и учебных пособий по химии
Количество часов по учебным планам: 8 класс – 70, 9 класс – 70 |
||||
|
УМК Н.Е. Кузнецовой |
УМК В.В. Лунин |
УМК О.С. Габриелян |
УМК О.С. Габриелян |
8 класс |
||||
Количество страниц |
223 |
287 |
285 |
180 |
Количество параграфов |
51 |
55 |
44 |
39 |
Количество практических работ |
6 |
5 |
9 |
6 |
|
9 класс |
|||
Количество страниц |
317 |
288 |
334 |
222 |
Количество параграфов |
57 |
50 |
46 |
41 |
Количество практических работ |
7 |
5 |
6 |
7 |