"Стремлюсь к добру"
Возраст: 7-9 классы.
Форма деятельности учащихся: беседа, решение проблемы, участие в практическом д\з, участие в акции «Неделя добрых дел»
Базовая степень вовлеченности в благотворительность: слышали, частично принимали участие.
Место проведения: актовый зал.
Техническое оборудование: проектор, экран для проектора, ноутбук, колонки, микрофон.
Цель: приобщить школьников к добровольному участию в добрых делах, в жизни окружающих.
Задачи:
- раскрыть понятие «благотворительности» более широко;
- показать на примерах литературы и истории Самарского края, что творить благо – это потребность человеческой души;
- воспитывать чувство милосердия, сострадания, любви к ближнему;
Ход мероприятия
Ввод участников в тему.
1. Приветствие участников и зрителей. На экране 1слайд по теме.
Ученик 1
Не умирает доброта,
Что лечит нас и воскрешает!
Ученик 2
И эта главная черта
В роду людском не убывает.
Ученик 1
Чем больше людям отдаёшь,
В тебе тем больше остаётся.
2. Беседа по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Подготовленная ученица выходит на сцену и читает:
-«Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...
Ученик 2:
«— Половина полвека прошло, состарились вместе»,
Ученик-рассказчик 3: (на 2слайде портрет Юшки)
« — сказал кузнец. — Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его. Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...»
Ученик 2: « С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».
(уходят, садятся на свои места).
Учитель начинает беседу:
– Ребята, вы, конечно, поняли, из какого произведения этот отрывок? «Юшка»
– Кто написал этот рассказ? Платонов Андрей Платонович
– Кто главный герой рассказа? Какое качество характера было в Юшке самым главным ?
(Доброта, сердечность, милосердие, сострадание, любовь)
– В чём заключалась его любовь к людям? (Терпел обиды, унижения, побои, не злобясь на людей. Содержал сироту на своё маленькое жалованье, всё до копейки отдавал девочке.)
Учитель читает: «А у самого Юшки сердце было «зрячим». Он был наделен редким даром — даром любви. И любовь эта была святая и чистая. Свою чистую любовь Юшка переносил и на людей, прощал им нанесённые обиды и оскорбления, искренне считая эти издевательства извращенной формой любви к нему).
Целеполагание
– Такую любовь можно назвать бескорыстной ( не требующей ничего взамен). Такие люди всегда стремятся делать добро окружающим. Что же такое добро?
Слушаем ответы ребят.
– Давайте заглянем в словарь. Так правильно ли мы понимаем? Читает подготовленный ученик. 3 слайд
Из словаря Ожегова: ДОБРО-это « 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).
4 слайд
Прилагательное «добрый», означающее «мягкосердечный», «сострадательный», «хороший», впервые стало использоваться в русском языке в XI в.
– 5 слайд Синонимы слова «добро»? Благо, благополучие.
Беседа
Учитель: Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами раскроем ещё одно понятие. Поговорим о благотворительности. Что это такое?
Ответы школьников.
Учитель подводит итог.
Подготовленный ученик 4. Давайте заглянем в словарь. Обращение к презентации. 6 слайд
«Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.»
Учитель: В каждом человеке есть частичка добра, которую вложил в нас Бог. Наша задача научиться умножать добро в мире. Для этого нужно стараться делать добрые (благие) дела.
– Какие сегодня в России существуют формы выражения благотворительности?
Ответы школьников
Учитель: розничная благотворительность, гуманитарная помощь, социальная помощь, бесплатные услуги юриста, благотворительные организации, общественная поддержка благотворительности, благотворительный фонд, церковная благотворительность.
Подготовленный ученик 5
Смотрим слайд 7
– Занимаются ли наши сограждане благотворительностью? Как сообщает ВикипедиЯ,
«Большинство российских интернет-пользователей планируют заниматься благотворительностью. Об этом заявляют более двух третей пользователей (71 %). Среди тех, кто когда-либо занимался благотворительностью, уже 21 % считает эту деятельность важной частью своей жизни. Около двух третей готовы продолжать благотворительную деятельность, если им предложат участвовать в заранее организованной акции или проекте. Среди тех, кто никогда не занимался благотворительностью, 46 % не отрицают эту возможность, если им предложат участие в заранее запланированной акции, и чуть больше трети пока не определились с планами на участие в благотворительных проектах».
Проблемные вопросы
Учитель: Заниматься благотворительностью – значит творить благо (добро). А зачем это делать? Обязательно ли это? Докажите свою точку зрения.
Ответы школьников
Учитель: Благотворительность – это дело Божье, святое. Иисус Христос когда-то так сказал своим ученикам:
Подготовленный ученик 6.
Смотрим слайд 8
Читает: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Учитель: Помогать друг другу безвоздмездно (просто так) – это одно из проявлений высших качеств души человека. Такая бескорыстность всегда была присуща русскому человеку. В основе национального самосознания – заложена православная вера. Многие люди, ставшие святыми, жили, как Юшка, то есть для других, забывая себя. Но эта высшая форма любви, в которую нужно вырасти. А сначала нужно приучить себя помогать, когда вас просят об этом, а потом самим искать случая помочь ближнему.
Практическое применение усвоенных знаний
Смотрим домашнее задание классов «Дела благотворительности».
Учитель: Ребята, давайте подумаем, как мы можем творить дела благие? Вы же не получаете зарплату, значит финансами помочь вы не можете. А как можете помочь? Давайте посмотрим ваше домашнее задание!
Сценка 1
Саша и Ваня гуляют по улице.
– Может, мороженое купим, жара такая.
– Пойдем.
Заходят в магазин и видят, что на кассе бабушка достала мелочь – на сухари не хватает.
Ваня ждал-ждал,
– Что так долго-то?
– Простите, касатики,– и бабушка заплакала.
Ване стало ее жалко, что-то в сердце сжималось.
– Наверно, это и есть сострадание,– подумал Ваня. И добавил бабушке на сухари.
– Возьмите, бабуля, а мы одно на двоих мороженое съедим, – радостно сказал Ваня.
И пошли они с Сашей с легкой душой на улицу, мяч пинать.
(слайд 9: фото по теме)
Сценка 2
Лена и Настя катаются на велосипедах. Вдруг у девушки слетает цепь на велосипеде. Они останавливаются возле дома деда Коли. Старый сидит на лавочке, гладит кошку.
– Здравствуйте, деда Коля. У нас вот цепь слетела.
– Дочка, я бы вам помог, да сил нет. В аптеку не могу дойти, давление, наверно, подскочило.
– Деда, Коля, давай я съезжу и куплю,– предложила Лена.
– А может, вам надо грядки прополоть?– спросила Настя.
– Не надо, что вы, дочки.– И дед заплакал.
– Ну, тогда полью морковку хотя бы, – сказала Настя и побежала за лейкой.
(слайд 8: фото по теме)
Сценка 3
Звенит звонок. Перемена.
– Ребята, учительница нас зовёт в класс, какое-то объявление сделать. Школьники нехотя потащились обратно.
– Ребята, у нас случилась беда. У третьеклассника Сережи Василевского очень серьезная болезнь. Родители просят помочь мальчику, собирают средства на лечение. Через неделю состоится благотворительный концерт, который школа будет готовить своими силами. Я прошу вас принять участие: сыграть на гитаре, спеть песню. Все собранные средства мы передадим семье Василевских. Заранее вас благодарю!
(слайд 9: фото по теме)
Сценка 4
Беседа между Кристиной и Валей.
– Ты знаешь, скоро Пасха! Бабушка меня приглашает пойти с ней на праздничную службу.
– Мне нравится в храме, там красиво и спокойно. На душе какая-то радость. Я люблю зажигать свечи и смотреть на иконы.
Бабушка сказала, что нужно убрать территорию вокруг храма. Завтра будет уборка, давай пойдем и поможем?
– Давай. И Свету с Леной позовем, помощь храму всегда нужна.
(слайд 10: фото по теме)
Примечание:дела благотворительности дети должны придумать заранее и обыграть.
Рефлексия
Учитель: Спасибо, ребята. Вы молодцы! Как чувствуете себя после деятельного участия в благих делах? Полезно ли это для вас самих?
Ответы школьников
Учитель подводит итоги. Чем больше людям отдаёшь, в тебе тем больше остаётся. Это – правда! Вас по праву можно назвать благотворителями! Помните, что посеянное вами доброе дело может вырасти в большое. Всегда вспоминайте Юшку, как его добро проросло в сиротке и она продолжала бескорыстное служение ближним, согревала нуждающихся своей душой и знаниями.
А сейчас вы узнаете, кто и как занимался благотворительностью в Самаре в 19 веке! Давайте послушаем (посмотрим).
На сцену выходят 2 ученика и комментируют слайды. Или заранее дети снимают видеоролик, и мы смотрим его.
Презентация «Меценаты г. Самары» или видеоролик
Слайд 1,2: фото к тексту
Во второй половине XIX века Самара переживала, как бы сейчас выразились, экономический подъем. Во многом он был связан с активной торговлей пшеницей. Основатели мукомольной промышленности в Самаре — торговые дома Смирнова, Субботина, Курлиных, Шихобаловых и Башкирова. Вся береговая полоса рек Волги и Самары была застроена принадлежащими им пристанями и хлебными амбарами, элеваторами и мельницами. В те годы даже купец, имевший состояние в несколько сот тысяч рублей, считался «середнячком» из-за большого количества миллионеров. Кому же, как ни купцам с их сверхприбылями взвалить на свои плечи почетную ношу меценатства? И некоторые из них действительно занимались благотворительностью.
Слайд 3,4: фото к тексту– инфографика
К двадцатым годам XIX века годам Самара оказалась в самом центре огромного региона, специализирующегося на торговом земледелии. На этом бизнесе самарское купечество быстро богатело. Если в 1851 году в нашем городе не было ни одного купца первой гильдии, и только 18 относились ко второй, то уже в 1886 году у нас было 30 первогильдийных купцов и 464 купца второй гильдии.
Слайд 5: фото меценатов
Было одно неписаное правило русского купечество того времени – занятие благотворительной деятельностью. Считалось, что чем более крупным капиталом владеет член гильдии, тем большую сумму он может выложить на поддержку неимущих, на строительство и ремонт школ, больниц и богоугодных заведений, на поддержку социальных проектов и тому подобное. И неспроста в историю России вошли имена наиболее крупных меценатов из купеческой среды, которые внесли громадный вклад в развитие культуры, искусства, образования и науки нашей страны – например, П.М. Третьяков, С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов, И.Д. Сытин, С.И. Щукин и многие другие.
Слайд 6: отцы водопровода и канализации
Самарское купечество, так же, как московское и санкт-петербургское, в конце XIX – начале ХХ веков по-настоящему заботилось об улучшении качества жизни в родном городе. В частности, наши предприниматели внесли огромный финансовый вклад в строительство городского водопровода и водозаборных сооружений. Один из крупнейших предпринимателей города М.И. Назаров в марте 1881 года был в четвертый раз избран на должность городского головы, а в декабре он объявил конкурс на лучший технический проект водоснабжения Самары. Первое место получил проект инженера Н.П. Зимина, а подряд на эту работу выиграла фирма «Торговый дом братьев Бромлей и К». Основные средства в реализацию проекта вложил сам Назаров, но ему, конечно же, помогали деньгами и многие другие самарские купцы.
Подписание акта о сдаче самарского водопровода в эксплуатацию состоялась 1 января 1887 года. Тогда подобное сооружение было лишь третьим в стране, после Москвы и Санкт-Петербурга. Специалисты считают, что построенный водопровод принес купцам громадную прибыль, целиком окупившись уже через несколько лет.
Слайд 7: храмы и меценаты
Практически все храмы в нашем городе в XIX – начале ХХ века были построены при финансовом участии состоятельных купцов До сих пор в Самаре стоят корпуса больниц, построенных для нужд города И.М. Плешановым, Шихобаловым , Назаровым
Также широко известен тот факт, что купец Е.Н. Шихобалов внес огромный вклад в возведение знаменитого кафедрального собора в Самаре, на месте которого ныне раскинулась площадь имени В.В. Куйбышева.
Слайд 8: фото к тексту
Не менее известными меценатами в нашем городе были и представители многочисленного купеческого рода Курлиных, потомственных почетных граждан Самары. Так, братья Константин Иванович и Георгий Иванович Курлины совместно построили кумысолечебницу на реке Самаре неподалеку от станицы Сорочинской, а также открыли в городе салотопенное и хлебное производство. Кроме того, Константин неоднократно избирался казначеем Самарского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Жена Георгия Курлина, Мария Захаровна, была товарищем (заместителем) председателя Самарского общества Красного Креста, и еще попечительницей Николаевского сиротского дома и училища для слепых детей. А сын Георгия, Александр Курлин .
Учитель: Вот так строилась и развивалась наша Самара, во многом благодаря великодушию и милосердию самарских купцов. Будем брать пример с наших земляков, хотя бы в малом стараться подражать их патриотическому духу. Будем делать нашу жизнь добрее! Скоро в школе стартует «Неделя добрых дел», надеюсь, вы с радостью примите участие!
Ученик 1: Дарите всем добро, бросайте его в море. Оно не пропадёт и к Вам вернётся вскоре.
Ребята поют песню « Доброта», зал подпевает припев.
(Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной, автор из г.
Балаково, Саратовской обл.)
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Припев: Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, друзья, всегда
Друг другу желать добра!
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!
Все расходятся по домам. Спасибо за внимание! Всем желаю добра!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.