Стрельба в школе: как говорить об этом с детьми?
Лишний раз отвлеченно говорить на темы стрельбы и терроризма в школе не имеет смысла. Лучше обсудить с детьми и родителями следующие вопросы: что делать, если в школе стреляют? что делать, чтобы избежать стрельбы в школе? как вести себя при террористическом акте?В этом материале мы собрали рекомендации, которые можно использовать на классном часе и на родительском собрании.
Говорить о терроризме с детьми сложно, еще сложнее — о ситуациях, подобных керченской и казанской. Множество наглядных пособий и статей, посвященных поведению при стрельбе в здании и на улице, если и просматриваются, то невнимательно. Если же учитель на классном часе произносит избитую фразу: «Запомните, пожалуйста, это может спасти вам жизнь», она не воспринимается всерьез. Не потому, что наши дети недоверчивы или излишне оптимистичны, просто это свойство любого человека, его защитная реакция: или смеяться над тем, что действительно страшно, не показывая своих опасений, или не верить в то, что плохое может произойти именно с ним.
В этом материале мы приготовили 3 смысловые части, каждая из которых написана понятным для своей аудитории языком.
- Первая, написанная для школьников, будет посвящена ответу на вопрос: «Что делать, если в школе стреляют?». В ней нет лишней теории и вводных пассажей. Этот материал можно будет обсудить с ребятами, зачитать прямо на классном часе, не стесняясь неформальных обращений, — так информация с большей вероятностью запомнится.
- Вторая часть представляет собой ответ на вопрос: «Как говорить с ребенком о терроризме?». Этот материал учителя могут использовать на родительском собрании, а сами родители — в общении со своими детьми.
- Третья часть представляет собой набор наглядных материалов, которые можно использовать при различной форме деятельности — урочной, домашней, проектной или внеклассной.
Что делать, если в школе стреляют? Материал для подростков
Правило 1. Если ты услышал стрельбу во дворе, в торговом центре, школе или в метро — сразу беги. Геройство тут не при чем. Не пытайся разобраться, что происходит, для этого есть специальные службы. Даже не думай доставать телефон, чтобы все заснять а потом «срубить лайков» в социальных сетях. Лайки останутся, а вот тебя может уже не быть.Правило 2. Если ты слышишь, что стреляют — беги наружу и так, чтобы толпа, обуянная паникой, тебя не затоптала. Беги так далеко от этого места, как сможешь. После того, как убежал — звони родителям и скажи, что с тобой все в порядке. Возьми себя в руки и вызывай полицию, говори четко и без лишних подробностей: что случилось и где.
Правило 3. Если стреляют рядом с тобой или в твоем направлении — падай. Падай за парту, если ты в школе, прячься за колонну в метро или в здании, за стену в торговом центре, ползи за угол, за поворот. Прячься, как можешь. Используй двери — баррикадируй их тем, что найдешь: стульями, столами, досками, хоть манекеном из витрины торгового центра.
Правило 4. Если убийца движется в твою сторону — действуй по ситуации. Понимаю, что в случае паники это сложно, но разница между «он умер» и «он ударил террориста стулом по затылку и выжил» — огромна. Всегда выбирай жизнь. Опытные сотрудники служб советуют: если спрятаться негде — притворись мертвым, не ори и не беги. Если убийца не добивает жертв — это шанс. Обычно убийцы так не делают.
Правило 5. Если ты решил бежать — не оглядывайся и петляй, так у убийцы меньше шансов в тебя попасть. Метко стреляют только профессионалы. Специалисты советуют: «три шага вперед, шаг влево, четыре — шага вправо» — это твой шанс выжить.
Правило 6. Если рядом прогремел взрыв — выбирайся из здания в любом направлении. Смартфон даже не доставай! Погибнуть из-за просмотров на YouTube — значит быть полным дураком. Ты же не дурак? Здание может обрушиться, может прогреметь второй врыв, так что беги как можно дальше.
Правило 7. Не бойся падать и не стесняйся этого. Даже если ты рвешь одежду, даже если она дорогая, а «мама убьет, если я испачкаю новую куртку». Родители никогда не говорят это всерьез. Особенно в таких ситуациях. Синяки пройдут, одежду купят новую, а вот жизнь — нет.
Правило 8. Очень важное правило. Если твой одноклассник или даже друг в социальных сетях, на своей страничке или в личных сообщениях пишет, что хочет поубивать учителей, предков и «урода Васю из 10 "Б"», взорвать школу — скажи об этом взрослым.
Если ты узнал — не важно как: случайно, прочитал в чате, увидел в социальных сетях, — что кто-то делает взрывчатку или у кого-то появилось оружие — пиши в полицию. Им можно написать, если звонить ты стесняешься. Лучше полиция обработает тысячу звонков, где не будет ничего серьезного, чем не обработает один, и погибнут люди.
Нет, ты не будешь трусом или стукачом, тебя не приведут за руку к обвиняемому и не опозорят перед классом. Это так не работает.
Правило 9. Продолжение правила 8. Услышал, что кто-то хочет убить одноклассников или учителей, увидел, что все это сопровождается агрессивным поведением или угрюмостью и замкнутостью — не шути в стиле «да ты Колумбайн!», «лол, ну ты даешь» и «ага, щас, может сразу метро взорвать?». Вообще не шути на темы жизни и смерти. Сейчас это может звучать пафосно, но лучше перестраховаться, чем потом класть цветы на свежую могилу одноклассников или лежать в ней. Быть живым точно лучше, чем давать корреспондентам комментарии, уперев глаза в пол: «Да, он писал, что хочет всех тут перебить, но это ж он прикалывался! Я не думал, что это серьезно».
Правило 10. Предотвратить проблему всегда лучше, чем расхлебывать. Вспомни какого-нибудь Антона Городецкого, Доктора Стрэнджа или Железного человека. Да, многие взрослые не такие крутые и вообще отсталые мамонты, которые не понимают, что творится в голове у твоего поколения. Вы сложные, мы это понимаем. Но если ты к этим мамонтам прибежишь за помощью — они не будут ржать, а приедут через пару минут. И будут ценой своей жизни спасать тебя и всех, кто рядом.
Как говорить с детьми о терроризме? Пособие для родителей
За последние несколько десятилетий мы действительно утратили чувство безопасности собственной жизни. На смену этой простой уверенности пришло беспокойство, которое стало настолько привычным, что является фоновой мыслью для родителей. Если ребенок не позвонил после выхода из школы в течение 30 минут, мы начинаем думать о худшем. И это нормально. Нормально беспокоиться за своего ребенка. Не нормально — передавать ему свои панические настроения или давить гиперопекой, которая приведет к низкой самостоятельности и, как следствие, к наплевательскому отношению к собственной безопасности.«Мир, мое солнышко, — это сосредоточение угрозы». Почему так нельзя говорить с ребенком?
Ребенку живется в нашем неспокойном мире так же тяжело, как и взрослому. Его пугает гораздо большее количество информации, он способен почувствовать себя уязвимым куда чаще. Но, в отличие от взрослого, подросток имеет огромную потребность в поиске этой информации, в изучении окружающего мира и контактах с ним. Он тестирует мир и себя на прочность. Если же с детства реальность воспринимается через слова «боюсь», «страшно», и «опасно», то ребенок будет защищаться от действительности, а не стремиться ее познать. Страх перед реальностью — самый плохой способ обезопасить ребенка.Обратный пример — Израиль, страна, где все живут в состоянии боевой готовности. Тем не менее, дети там растут с ощущением безопасности и без паники. И это заслуга родителей, которые смогли выстроить систему эмоционального комфорта. Они сформировали разумное отношение к терроризму (об этом ниже), научили слушаться людей в форме и доверять военным, чувствовать уверенность. Они, в конечном счете, не нагнетают атмосферу дома.
«В мире много зла, но мы сильнее». Объяснение через сравнение
Дайте ребенку понять, что террористов очень мало. Просматривая телевизионные передачи, школьник может убедиться, что во всем мире постоянно происходит что-то ужасное — ну как тут не согласиться с тем, что зло повсюду? Вы должны прийти на помощь, объяснив, что реальность далека от списка новостей.Скажите ребенку, что опасных людей и террористов намного меньше, чем обычных людей, и точно меньше, чем защитников — армии и полиции. Скажите ребенку, что действия террористов нацелены не на него, Сашу Маслова из 5 «Б». Ребенку младшего подросткового возраста можно рассказать принцип действия террористов: они запугивают, выбирая символичные места, определенные даты, — страшные вещи не происходят повсеместно. Не бойтесь провести старшему ребенку простую аналогию: в автомобильных катастрофах гибнет в сотни раз больше людей, чем от действий злоумышленников и террористов, но все продолжают ездить на работу, не опасаясь за жизнь. Главное — помнить о простых правилах: всегда пристегиваться, переходить дорогу на зеленый свет светофора, не садиться к пьяным водителям, не садиться в машину к незнакомым людям и т.д. Ребенок поймет: безопасность во многом зависит от нас самих, и если мы будем соблюдать правила, все будет в порядке.
«Ты знаешь, что делать, если в школе или на улице случится теракт или стрельба?» Подготовьте ребенка к ситуации
Каждый ребенок должен знать, что делать в любой из опасных ситуаций. Не важно, что это — стрельба в школе, теракт или авария на дороге. Теория и висящие над рабочим столом наглядные пособия по ОБЖ помогут лишь отчасти, дайте ребенку практические навыки. Именно они помогают почувствовать уверенность. Вы, родитель, должны объяснять ребенку (на собственном примере и ежедневно), что из любого сложного положения есть выход. Если мама восклицает над каждой разбитой тарелкой «Ох, что же делать!» — это плохой пример. Если папа угрюмо смотрит на счета и каждый день, вспоминая нерадивого начальника, повторяет: «Я не знаю, что с этим все делать...» — это тоже плохой пример. Знание, что почти любая ситуация решаема, очень мобилизует.
Второй важный момент — говорите с ребенком о важности практической и эмоциональной помощи тем, кто в тяжелой ситуации окажется рядом. Это запускает механизм «я сильнее, я справлюсь» и отвлекает от собственных переживаний и страха.
Если вы — родитель младшеклассника, не стоит вдаваться в подробности, разбирая причины и виды террора. В игровой форме покажите, какие именно действия следуют в критической ситуации. Если же речь идет о детях-подростках, важно показать им свое доверие с помощью обсуждения важных вопросов. У детей 11-12 лет и старше появляется чувство ответственности за себя и за окружающих, вам важно укрепить его. Разберите с ребенком причины терроризма, обсудите их. Не бойтесь «страшной темы», спрашивайте прямо, подталкивая к рассуждениям: «Как думаешь, почему там стреляли?», «Зачем это может быть нужно террористам?». Подросток способен действовать более самостоятельно, чем ребенок 6-8 лет, и потому для него может быть мало простой инструкции, важно разобрать разные стратегии поведения.Три правила поведения в случае стрельбы или теракта (и даже в случае минимальной угрозы)
1. Уходи от источника опасности быстро и как можно дальше
2. Найди взрослого, который вызывает доверие, и обратись к нему за помощью
3. Выполняй инструкции взрослого человека, который оказался рядом. Уточнение: даже если это террорист.
Наглядные материалы для детей и родителей. Памятки по терроризму
- Как действовать, попав под обстрел
- Антитеррор. Материалы МЧС
- Что делать, если ты оказался в заложниках
- Оказание первой медицинской помощи
- Безопасность в толпе
- Памятки и плакаты по гражданской обороне
- Классификация терроризма
- Как узнать террориста-смертника
- Психологическая помощь пострадавшему от террористического акта
- Действия при получении угрозы
- Как действовать, попав в заложники