Стратегии общения семьи и школы, или Как уйти от агрессии
Как выстраивать взаимодействие между учителем и учеником, учителем и родителями? Что подразумевают основные стратегии общения и где уместно их применять? На эти и другие вопросы ответила директор «Московского института развития непрерывного образования» Наталья Сченснович. Спикер рассказала про 5 ключевых моделей взаимодействия и в интерактивном формате со слушателями, выявила их риски и плюсы в использовании.Речевая агрессия захватила множество сфер современного общества: укоренилась в политике и СМИ, в бизнесе и рекламе, закрепилась в семье, а главное – проникла в школы и детские сады. Слово — это сильный инструмент воздействия, к которому нужно относиться с особой осторожностью и ответственностью.
Что чувствует и думает другой человек, когда мы с ним говорим? Насколько наши слова помогают выстраивать сотрудничество или, наоборот, разрушают партнерские связи? Люди чувствуют, что вы говорите, они умеют считывать ваши эмоции, даже если вы пытаетесь их скрыть. Поэтому особенно важно научиться грамотно выстраивать диалог и находить компромиссные решения в любой ситуации.
Школа — пространство коммуникации страха
К большому сожалению, сегодня школьное пространство воспринимается, как пространство коммуникации страха. Это может происходить запланированно, а может и носить непреднамеренный характер. Запугивают детей в основном плохими оценками, разговором с директором, вызовом родителей в школу и т.д. А родителей часто пугают тем, что их дети не сдадут экзамены, не найдут себя в жизни и т.д. Так и происходит программирование на негатив.
А еще существует такое понятие, как нейролингвистическое программирование. И часто учителя, сами того не подозревая, применяют его на практике. Это могут быть такие высказывания: «ты не сдашь», «ты получишь два», «у тебя всегда плохие отметки».
Основная задача педагогического сообщества – приложить все усилия для того чтобы школьное или детсадовское пространство стало полем позитива и положительных коммуникаций. Важно сделать первым шаг навстречу ученикам и их родителям – так вы сможете выстроить партнерскую модель взаимодействия.
Сейчас мы наблюдаем тенденцию, в которой школа и детский сад используют экспертную модель взаимодействия. Что это означает? Педагоги берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Особенностью таких отношений является то, что воспитатели осуществляют тотальный контроль над всем и сами принимают все решения. Точки зрения родителей, их интересы, чувства, необходимость совместных действий во внимание не принимаются, поскольку рассматриваются как второстепенные для решения поставленных профессионалом задач. Однако зачастую такая модель поведения педагогов вызвана защитной реакцией.
«Я понимаю, что учителя это делают из чувства страха и самосохранения. И это нормально, ведь мозг именно так реагирует, когда чувствует угрозу. Когда к учителю приходят родители и говорят о том, что им лучше известны обучающие методики и способы, то мозг рефлекторно начинает включать оборонительную позицию. Мы защищаем таким образом свои границы. Делаем все возможное для того чтобы не вторгались в нашу профессиональную автономию».
А ведь родители хотят видеть клиентскую модель взаимодействия. Они просят педагогов обратить внимание на их ребенка как на личность, как на человека, у которого есть индивидуальные особенности и неповторимые акценты.
Учителя и школа, воспитатели в детском саду, к сожалению, пока не готовы к этому. Тому могут быть разные объяснения, но самое страшное, что в точке разрыва стоит ребенок. Именно поэтому особое внимание стоит уделить партнерской модели коммуникации, изучив ее основные характеристики.
Партнерская модель коммуникации
Здесь существует субъект-субъектная и субъект-порождающая связь. В такой коммуникации педагог и родитель стремятся к взаимодействию, направленному на одну общую цель — успехи и счастье ребенка. Партнерской модели коммуникации характеры следующие механизмы вовлеченности родителей, которые проявляются не через принуждение, а через совместное проектирование деятельности:
- создание общественных институтов (управляющий совет);
- интерактивные родительские собрания;
- беседы с родителями в развивающем формате.
Принципы модели:
- доверие и выдержка;
- четкая стратегия;
- ясное определение успеха;
- четкий диалог, совместное принятие решений;
- ориентирование на будущее;
- реальные примеры.
Не существует плохих или хороших стратегий взаимодействия. У любой из них есть свои риски и преимущества. Все дело в том, когда и как их применять. Посмотреть на различные стратегии взаимодействия и то, как они создают сотрудничество между участниками, мы решили на примере диалога между родителями и учителями.
Стратегия уступка
Пример диалога № 1
Родитель: У Дани по всем предметам четверки и пятерки, а вот по алгебре выходит тройка. Пожалуйста, ну поставьте нам четверку!
Педагог: Хорошо. Если всего одна тройка, то исправлю ее на четверку.
Родитель: У Дани по всем предметам четверки и пятерки, а вот по алгебре выходит тройка. Пожалуйста, ну поставьте нам четверку!
Педагог: Хорошо. Если всего одна тройка, то исправлю ее на четверку.
Учитель уступает. Стратегия бывает очень рискованной, поскольку, если такая модель поведения у человека преобладает, то можно говорить о подорванном авторитете.
Когда эта стратегия уместна для использования? Если мы оказались в ситуации, когда нужно избежать конфликта или когда решение не принципиально и не имеет существенного значения. Бывает также, что нужно установить доверительный контакт или оказать ответную услугу.
Стратегия избегания
Пример диалога № 2
Родитель: Мария Ивановна, мне крайне важно сейчас с Вами поговорить о проблемах Ангелины.
Учитель: Ой, извините, мне пора бежать – вызвал директор!
Родитель: Мария Ивановна, мне крайне важно сейчас с Вами поговорить о проблемах Ангелины.
Учитель: Ой, извините, мне пора бежать – вызвал директор!
В этой ситуации учитель пытается уйти от диалога. Риск стратегии заключается в том, что у собеседника копится агрессия, растет негодование, и в один момент это может вырваться наружу.
Когда эта стратегия уместна для использования? Когда избегание обоснованное или нет достаточной информации по конкретному вопросу, нужно подробнее изучить нюансы. И еще, безусловно, иногда собеседнику нужно остыть, тогда модель будет работать правильно.
Стратегия компромисса
Пример диалога № 3
Родитель: У Толи по всем предметам четверки-пятерки, а вот по химии выходит тройка. Умоляю, поставьте ему четверку!
Педагог: Я поставлю ему четверку, если он выполнит еще один вариант контрольной, подготовится и ответит на дополнительные вопросы.
Родитель: У Толи по всем предметам четверки-пятерки, а вот по химии выходит тройка. Умоляю, поставьте ему четверку!
Педагог: Я поставлю ему четверку, если он выполнит еще один вариант контрольной, подготовится и ответит на дополнительные вопросы.
Тут учитель не отказывает в лоб, но и не хочет сдаваться. Риск — никогда не получить желаемого результата на 100%. Но модель эта, надо сказать, отлично подходит для выстраивания крепких договорных отношений, для установки доверия.
Стратегия противоборства
Пример диалога № 4
Родитель: Влад почти отличник, и только по русскому языку у него выходит тройка за четверть. Как так получилось? Почему нельзя поставить четверку? Ему ведь еще в колледж поступать! Вам что, сложно?
Педагог: Я не исправлю ему оценку. Он написал все сочинения на двойки! Как я буду смотреть в глаза другим ученикам? Я ставлю оценки по справедливости!
Родитель: Влад почти отличник, и только по русскому языку у него выходит тройка за четверть. Как так получилось? Почему нельзя поставить четверку? Ему ведь еще в колледж поступать! Вам что, сложно?
Педагог: Я не исправлю ему оценку. Он написал все сочинения на двойки! Как я буду смотреть в глаза другим ученикам? Я ставлю оценки по справедливости!
Здесь педагог отстаивает свою позицию. Существуют риски вызвать агрессию и постоянно находиться в оборонительной позиции . Но есть ситуации, в которых и такое поведение уместно. Например, когда нарушают личные границы – если учитель видит явную манипуляцию с другой стороны. Или в том случае, когда вы понимаете, что родитель не прав в выборе воспитания ребенка, и это может нанести вред школьнику.
Стратегия сотрудничества
Выстраивая коммуникацию по модели сотрудничества, все участники смогут учесть интересы друг друга. Здесь предполагается совместный поиск такого решения, которое отвечает потребностям всех сторон.Стратегия сотрудничества имеет определенный алгоритм беседы. Это контакт, который может быть выражен в качестве комплимента, улыбки, рукопожатия. Затем важно определить цели и смысл. А после – перейти к поиску решений, договоренностям и завершению взаимодействия.