Сравниваем числа
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Повторение: названия двузначных чисел, их последовательность и расположение на числовом луче.
Задачи урока
- Закреплять представления учащихся о двузначных числах.
Актуализировать представления о расположении круглых чисел на числовом луче.
Актуализировать понятия «следующее число» и «предыдущее число».
Закреплять понятие «круглое число».
Закреплять представление о числовом луче как модели числового ряда.
Закреплять умение выполнять сравнение чисел с опорой на числовой луч и делать записи с помощью знаков неравенства.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.
Закреплять умение составлять вопрос к условию задачи.
Закреплять умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Закреплять представления учащихся о десятичном принципе построения системы чисел.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, математическую речь учащихся.
Виды деятельности
- Определение места двузначного числа на числовом луче.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Составление вопроса к текстовой задаче.
Установление соответствия между задачей и записью её решения.
Сравнение чисел и запись неравенств.
Расположение двузначных чисел в порядке увеличения.
Ключевые понятия
- Двузначное число, круглое число, числовой луч, следующее число, предыдущее число, сравнение чисел, неравенство, решение задач, вычисления в пределах 100.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100, дополнение двузначного числа до круглого, сложение и вычитание на основе десятичного состава. Учащиеся выполняют задания в тестовой форме, выбирая один из четырёх вариантов ответа и объясняя свой выбор. Работа с заданием № 1 учебника. Повторение названий двузначных чисел, их последовательности и расположения на числовом луче, связь между увеличением (уменьшением) чисел и направлением движения. Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы, используя изображение числового луча, на котором отмечены круглые числа от 10 до 100. |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Повторение названий и последовательности чисел второго десятка. Дополнительно можно провести работу в парах, используя таблицу на форзаце в конце учебника. Один ученик называет числа второго десятка, другой — записывает их цифрами, и наоборот: один записывает число, другой называет его. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся называют числа в каждом ряду, отмечают последовательность, в которой двузначные числа расположены в порядке увеличения, и объясняют свой выбор (в порядке увеличения расположены однозначные числа, двузначные числа записаны в порядке уменьшения, в ряду есть двузначные числа, которые нарушают порядок следования чисел). |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся составляют неравенства с помощью рисунков. Полезно составить как можно больше неравенств и вспомнить, что записать результат сравнения двух чисел можно двумя способами: 15 > 8, 8 < 15; 15 > 12, 12 < 15; 8 < 12, 12 > 8. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения сравнивать числа. Ученики сравнивают пары чисел и закрашивают карточку с большим (меньшим) числом, отмечают двузначные числа с одинаковым количеством десятков, но с разным количеством единиц; с одинаковым количеством единиц. |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с заданием № 4 учебника. Сравнение чисел и запись неравенств. Учащиеся вспоминают правила сравнения чисел: 1) меньше то число, которое при счёте встречается раньше; 2) меньше то число, которое на числовом луче расположено левее; 3) однозначное число всегда меньше двузначного числа; 4) меньше то двузначное число, в котором меньше десятков. Вопрос. Как сравнить два двузначных числа с одинаковым количеством десятков (например, 43 и 47)? Ответ. Если в числах одинаковое количество десятков, то нужно сравнить единицы: меньше то число, в котором меньше единиц. Учитель обращает внимание детей, что первые два правила подходят во всех случаях. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения сравнивать числа, используя изученные приёмы. Учащиеся читают выражения и выполняют вычисления. Затем они сравнивают результаты и дополняют неравенства знаками «больше» или «меньше». |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Решение текстовых задач. Учащиеся составляют вопрос к каждому из текстов. При анализе текста особое внимание нужно уделить значению слов «короче», «ниже», «тяжелее». Учитель предлагает найти в условии задачи слово, которое можно заменить словом «больше» или «меньше»: «короче» — длина меньше, «ниже» — рост меньше, «тяжелее» — больше масса (больше весит, больше килограммов). После обсуждения можно предложить ученикам решить задачи самостоятельно. Полезно совместить запись решения с краткой записью, так как это способствует работе с текстом и осмысленной записи ответа. Работа с интерактивным заданием. Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Установление соответствия между условием задачи и её решением. Учитель обращает внимание детей на названия единиц измерения, которые используются в задачах: килограмм, километр, сантиметр. Учащиеся знакомятся с условиями задач. Следует обратить внимание детей на то, что во всех задачах используются одинаковые числовые данные. Ученики определяют действие для решения каждой задачи и соединяют её условие с записью решения. Дополнительный вопрос: «Какие слова можно заменить словом больше (длиннее, тяжелее, выше), какие — словом меньше (короче, легче, ниже)?» Можно предложить учащимся задать такой вопрос к каждой задаче, чтобы она решалась двумя действиями. |