Сравниваем числа
Знакомство со знаками >, <, =; формирование первоначальных представлений о сравнении чисел, формирование навыка письма (цифра 8).
Формировать умение устанавливать соответствие между названием знаков сравнения и их изображением.
Формировать умение записывать результат сравнения чисел с помощью знаков >, <, =.
Закреплять умение сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же».
Закреплять умение читать и записывать числа.
Способствовать формированию умения соотносить числа от 1 до 9 с цифрами и количеством предметов.
Формировать навык письма цифры 8.
Развивать умение наблюдать и видеть закономерности.
Развивать логическое мышление, графические навыки, математическую речь учащихся.
Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции.
Сравнение количества изображённых предметов.
Использование в речи понятий «больше», «меньше», «столько же».
Знакомство с изображением знаков >, <, =.
Установление соответствия между названием знака сравнения и его изображением.
Определение количества предметов, используя названия чисел.
Установление соответствия между числом предметов и цифрой.
Запись результата сравнения чисел с помощью цифр и знаков.
Установление соответствия между текстом и количеством предметов на рисунке.
Письмо цифры 8.
Сравнение количества предметов, больше, меньше, столько же, знаки сравнения, знак «больше», знак «меньше», знак «равно», число, цифра, числа от 1 до 9, письмо цифры 8.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учащиеся устанавливают соответствие между числами и количеством предметов на рисунках. Они считают предметы на рисунке и соединяют его с соответствующим числом. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задание направлено на актуализацию умений сравнивать числа с помощью составления пар и использовать в речи слова «больше», «меньше», «столько же». На рисунке изображены два ряда рисунков. Вверху — 4 машинки, внизу — 5 чёрно-белых вертолётов. Учащиеся закрашивают столько вертолётов, сколько изображено машин (учитель должен обратить внимание детей, что ряд нужно начинать слева). Затем они отвечают на вопрос, каких предметов больше и почему (вертолётов больше, чем пирожных, потому что есть машины, которые остались без пары). |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Задание направлено на актуализацию понятия «столько же». Ученики отмечают рисунок, соответствующий условию: на тарелке должно быть 4 вишни и столько же малины. Дети должны объяснить свой выбор (на одной тарелке малины меньше, чем вишен, на другой — малины больше). Дополнительный вопрос: «Сколько всего ягод на тарелке?» Работа с заданием № 1 учебника. Сравнение количества предметов с опорой на предметные рисунки. Знак = вводится как синоним слов «столько же», «равно». Даётся образец чтения записи 4 = 4: «Четыре равно четырём». |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Сравнение количества предметов с опорой на предметные рисунки, используя слова «больше» и «меньше». Знак > вводится как синоним слова «больше», знак < — «меньше». При сравнении количества мышей и чижей на рисунках ребёнок может закрывать пальчиками те предметы, которые соединяет в пары. Без пары остались три мышонка, значит, мышат больше, чем чижей. Учитель обращает внимание на правильность чтения записей 7 > 4 и 4 < 7. Учащиеся закрашивают карточки со знаками >, < и = указанными цветами. После выполнения задания можно предложить дополнительные вопросы: Сколько знаков «больше»; «меньше»; «равно»? Сколько всего знаков? Сколько разных знаков? |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Задание направлено на запоминание смысла знаков > и <. Учащиеся соединяют изображения знаков «больше», «меньше», «равно» и их названия. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Задание способствует тренировке в различении названий чисел и записи их цифрами, а также развитию внимания учащихся к словам учителя. Обозначение знаками слов «больше» и «меньше». Проводится в виде диктанта. Ученики читают записи с числами и знаками сравнения и отмечают запись с неверно поставленным знаком. Письмо цифры 8. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Можно сделать записи верных неравенств к рисункам или выложить их с помощью карточек. В конце задания сформулирован алгоритм сравнения количества предметов на рисунках и составления соответствующих неравенств: 1) сосчитай предметы на рисунках; 2) запиши числа; 3) поставь между числами знак >, < или =. Ученики считают предметы на рисунках, записывают числа цифрами и ставят знак сравнения. Полезно прочитать составленную запись: шесть больше пяти. |